Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
По материалам Справочника администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. -М.:ОЦ "Педагогический поиск",. 1999г.
В процессе контроля за подготовленностью уч-ся
|
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе
|
|
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски
|
|
Предложения уч-ся примерного плана ответа
|
|
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления
|
|
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
|
При изложении нового материала
|
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
|
|
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
|
|
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
|
|
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
|
В ходе самостоятельной работы на уроке
|
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение с сложных заданиях ряда простых
|
|
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее
|
|
Напоминание приема и способа выполнения задания
|
|
Указание на необходимость актуализировать то или правило
|
|
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений
|
|
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению
|
|
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих
|
|
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления
|
При организации самостоятельной работы
|
Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа
|
|
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания
|
|
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
|
Профилактика неуспеваемости
По материалам Справочника администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. -М.:ОЦ "Педагогический поиск",. 1999г.
Этапы урока
|
Акценты в обучении
|
1.В процессе контроля за подготовленностью уч-ся
|
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения
|
|
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
|
|
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
|
|
По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания
|
2. При изложении нового материала
|
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала
|
|
Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала
|
|
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний
|
|
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал
|
3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке
|
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.
|
|
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.
|
|
Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
|
|
Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль
|
4. При организации самостоятельной работы вне класса
|
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.
|
|
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
|
|
Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения дом.работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся
|
|
Согласовывать объем дом. Заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
|
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1.Всесторонее повышение эффективности каждого урока.
2.Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов.
3.Индивидуальный подход к уч-ся.
4.Специальная система домашних заданий.
5.Усиление работы с родителями.
6.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Памятка для учителей, работающих с неуспевающими учениками
По материалам Справочника администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. -М.:ОЦ "Педагогический поиск",. 1999г.
- Фамилия, имя ученика
- Класс
- По каким предметам не успевает.
- Поведение ученика.
- Причины, которые привели к плохой успеваемости.
- Какие средства ( дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия ) используют в работе с учеником.
- Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
- Сколько времени уже длится эта работа.
- Какие изменения наблюдаются. Есть ли результаты работы.
|