Главная Портфолио Мои уроки и методические разработки «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок по теме)

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок по теме) Печать

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок по теме)

   

Тема урока:
«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок по теме)
Тип урока: объяснение нового материала
Уровень подготовленности класса: высокий

Цели урока:
I. Познавательные:
1. Отрабатывать умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов.
2. Формировать навыки написания -Н- и -НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
II. Практические:
1. Учить видеть слова с новым видом орфограмм.
2. Формировать умение группировать слова с -Н- и -НН- по вариантам написания и обосновывать условия выбора.
3. Учить применять изученное орфографическое правило в процессе выполнения упражнений (нахождение слов с новым видом орфограмм в сочетании с группировкой по условиям выбора -Н- и -НН-; конструирование предложений в сочетании с орфографическим разбором; расширение текста в сочетании с орфографическим разбором; выборочно-распределительный диктант).
III. Общепредметные:
1. Учить работать в группах.
2. Развивать логическое мышление через сравнение, классификацию и анализ слов с -Н- и -НН-.
3. Научить определять литературные нормы произношения слов с -Н- и -НН- по толковому и орфоэпическому словарю.

Средства обучения:

Компьютер, соединённый с локальной сетью, мультимедийный проектор, экран.

План урока:

1. Организационный момент 1 мин.
2. Объяснение нового материала 15 мин.
3. Формирование знаний и умений 19 мин.
4. Подведение итогов урока 3 мин.
5. Постановка домашнего задания 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с орфографией причастий и выясним условия выбора ещё одной орфограммы буквенного типа. Запишите в тетрадях число и вид работы, оставьте строчку для названия темы урока.
II. Объяснение нового материала:
Организация восприятия темы:

Зрительное восприятие:
- Прочитайте эти «вкусные» предложения

Пирожки бывают [п’иэч’о́ныj’ь ], [жа́р’ьныj’ь ] и [ пр’а́жъныj’ь ]. Множество пирожков, [исп’иэч’о́́ных ], [паджа́р’ьных ] и [напр’а́жьных] ждало гостей. Пирожки, [п’иэч’о́́ныj’ь ] в духовке, [ жа́р’ьныj’ь ] на сковородке и [ пр’а́жъныj’ь] в сотейнике, лежали на блюдах красивыми горками.

Для справки:
* Пряженец (пряженик) (устар.) – лепёшка, пирожок, жаренный в масле.
* Сотейник – сковородка с высокими прямыми боками.

-Молодцы! Вы умеете читать транскрипцию. Что вы можете сказать о затранскрибированных словах? (Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета, в том числе по действию. Употреблены в полной форме. Изменяются по числам, падежам. Это страдательные причастия и прилагательные).
- Что ещё можно добавить к сказанному? (Мы должны понять, почему и зачем именно эти слова затранскрибированы; нам необходимо увидеть какую-то закономерность).
- Итак, нам нужно узнать, как образуются эти слова и как они пишутся. А чтобы не ошибиться, проведём небольшую исследовательскую работу. В фонетической записи просматривается одна -Н-. Но это всего лишь фонетическая запись. Давайте звуковую запись переведём в буквенную.

Пирожки бывают печёные, жареные и пряженые. Множество пирожков, испечённых, поджаренных и напряженных, ждало гостей. Пирожки, печённые в духовке, жаренные на сковородке и пряженные в сотейнике, лежали на блюдах красивыми горками.

Несложно заметить, что в буквенной записи встречаются варианты. Поэтому мы будем искать закономерность. Проведём классификацию, группировку слов.
Понятийное восприятие:
- Какого типа выделенная орфограмма?
- Где она находится в слове?
- Сколько вариантов написания имеет?
- В какой части речи встречается?
- Какой же может быть гипотеза исследования исходного материала? (Учащиеся предлагают свои гипотезы: «Правописание суффиксов прилагательных и причастий», «Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и причастий»).
Вывод: Значит, нам предстоит познакомиться с условиями выбора орфограммы буквенного типа, которая находится в суффиксе слова, имеет два варианта написания и встречается в причастиях и отглагольных прилагательных. Запишем название орфограммы « Одна и две буквы -Н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных».
Осознание сути нового материала:
- Выясним условия выбора одной и двух букв -Н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Распределим слова по вариантам написания. А теперь я буду графически обозначать условия выбора, а вы следите за обозначениями, переносите их в тетрадь и обдумывайте, от каких условий зависит написание сгруппированных слов.
А поможет вам в работе «Подсказка (и в шутку и всерьёз)».

Перед вами предложение-код, которое поможет понять и легко запомнить правило:

«Подсказка (и в шутку и всерьёз)».

Солёные (нет приставки и зависимого слова) хрустящие и щедро соленные (есть зависимое слово) огурчики совсем не то, что недосоленные (есть приставка) и несолёные (приставка НЕ не влияет на написание)

Защита работ учениками (работа в группах):
- Сколько групп слов у вас получилось?
- От наличия каких особенностей зависит написание слов первой группы?
(В отглагольных прилагательных на - НЫЙ печёный, жареный, пряженый нет приставок и зависимых слов, поэтому пишется одна буква -н-).
- Второй?
(В полных страдательных причастиях испечённый, поджаренный, напряженный , имеющих приставку (кроме НЕ), пишется -нн-).
- Третьей?
(Печённые в духовке, жаренные на сковородке, пряженные в сотейнике – это причастия с зависимыми словами. В них мы тоже пишем две буквы -н-.)
- Абсолютно верно! Молодцы! Но обратите внимание, стоит убрать зависимое слово или приставку, и они потянут за собой второе - н-.

А теперь загадка:
- Почему одинаково пишутся слова маринованный и замаринованный, пастеризованный и пропастеризованный? Здесь нет ни зависимых слов, ни приставки, а пишется -нн-.

Учащиеся разбирают слова по составу и приходят к выводу, что в их составе не один, а два суффикса: суффикс глагола (-ова-/-ева-)и прилагательного (причастия) - нн.
- Значит, можно сказать: прилагательные и причастия на -ованный, -еванный пишутся с двумя -нн-.
- А почему же тогда в словах кованый, жеваный пишется одна буква -н-?
- Найдите корень этих слов. Подберите родственные слова:
Кованый – ков-а-ть, ков-к-а
Жёваный – жев-а-ть, жв-ачк-а
Теперь видно, что -ов-, -ев- входят в состав корня, а не суффикса.

- Образуйте от глаголов солить, топить, варить, купить прилагательные, а потом причастия. (Варёный горох – сваренный гороховый суп – варенный в кастрюле суп; солёные грибочки – пересоленная каша – соленные в берёзовой кадушке грибы; топлёное молоко – жарко топленная комната – истопленная печь, купленные в ближайшем гастрономе продукты).

Справка:
Обратите внимание на значение и произношение следующих слов:

Варенный(прич.) в кастрюле – варёный(прил.) суп; груженный(прич.) арбузами – гружёный(прил.) вагон; соленные(прич.) в кадушке – солёные(прил.) грибы, жарко топленная(прич.) – топлёное(прил) молоко
Солёный (прил.) – содержащий соль, приправленный солью. Щи слишком соленые.
Соленный (прич.) – приправлять солью, заготовлять впрок с солью. Солены ли щи?
Топлёный (прил.) – растопленный, приготовленный топлением, долгим кипячением в легком жару. Топлёное молоко.
Топленный (прич.) – обогретый, отапливаемый каким-нибудь способом. Топленная углем печь.
Варёный (прил.) – приготовленный варкой для еды, для употребления. Вареный картофель.
Варенный(прич.) –от глагола варить – « приготовлять пищу кипячением. Варенные на пару овощи

Сделайте вывод о значении ударения для различения прилагательных и причастий.
(В словах с приставкой и зависимыми словами чувствуется действие (глагольность), то есть признак причастия. Они обозначают какой-то временной признак. Слова же без приставок и зависимых слов обозначают постоянный признак. Например, в словосочетании солёные грибы. Здесь неизвестно, когда их солили, давно или недавно, ясно одно: они не свежие, только что сорванные с грядки).
- Почему от глагола купить образуется только причастие? (Это глагол совершенного вида. А в причастиях, образованных от глаголов совершенного вида пишется -нн-).

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что рассматриваемая орфограмма имеет структурные и морфологические условия выбора. Сформулируем эти условия выбора. Внимание! Орфографическое правило (ученик формулирует правило по опорной схеме).

Орфограмма « -НН- и -Н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»

Запоминание и воспроизведение новой информации:
а) чтение правила по учебнику вслух;
б) проговаривание правила каждым про себя;
в) воспроизведение правила по опорной схеме.

Обучение умению применять полученные сведения на практике:
- По каким же приметам, опознавательным признакам можно определить, что в словах типа печёный – испеченный – печённый в духовке имеется ошибкоопасное место, т.е. орфограмма?
- Обозначьте опознавательные признаки орфограммы.
- Сравните опознавательные признаки и условия выбора орфограммы в причастиях и отглагольных прилагательных.
- Какое наблюдение можно сделать в результате такого сравнения?
Вывод: Вы верно определили опознавательные признаки и условия выбора орфограммы «Одна и две буквы -н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных». Перепишите с доски в тетрадь слова на изученную орфограмму, старайтесь запомнить образец применения нового правила. (Далее учитель даёт образец на каждый признак и каждое условие выбора изученной орфограммы. Затем учащиеся рассуждают по образцу на примере слов, записанных на доске).

III. Формирование знаний и умений:
Упражнение 1.
Цель:
Нами рассмотрены условия выбора одной и двух букв -н- в суффиксах причастий и образованных от глаголов прилагательных. Основная задача теперь – учиться видеть слова с новой орфограммой среди других слов.
Задание : Выпишите из текста слова (словосочетания) с изученной орфограммой, сгруппируйте их по опознавательным признакам орфограммы, выделите суффиксы. Какие из слов являются прилагательными, а какие – причастиями?

Мороженая клюква с сахаром, засахаренный миндаль, горох мочёный, изюм кувшинный, пастила рябиновая, сахар лимонный, малиновый… А жаренная с луком гречневая каша , запить кваском! А киселёк клюквенный с ванилью… А мочёные яблоки по воскресеньям, а «грешники» с конопляным маслом, с хрустящей корочкой , с теплой пустотою внутри!
(И. Шмелёв)

Организация проверки:
Прочитайте слова каждой из трёх групп, обоснуйте условия выбора одной и двух букв -н- в суффиксах выписанных слов. На какие условия выбора встретились примеры?
Вывод:
Орфограмма встречается в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Выбор правильного написания суффиксов определяется наличием или отсутствием приставки (кроме НЕ) и зависимого слова.

Упражнение 2.
Цель: Учиться обосновывать условия выбора одной и двух -н- в суффиксах (работа в группах).
Задание : Даны предложения:

1. В остывающей печи томилась крынка топлёного молока, запечённого до коричневой корочки.
2. На блюде поданы зажаренные цыплята и свежемороженые фрукты.
3. За обедом подавали варёный картофель и маринованную сомовину.

- Составьте рассуждение на тему: «Правильно ли написаны в слове …две буквы -н-?» Сколько -н- пишется в слове …?»
* Рассуждение – текст, в котором что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно
1) высказывается утверждение (тезис)
2) приводятся доказательства - аргументы
3) делается вывод
К тексту - рассуждению можно поставить вопрос: почему мы утверждаем что-то? или просто почему?
- Используйте в своем рассуждении вводные слова.
Безусловно, в слове…
Во-первых, …
Во-вторых, …
Следовательно, …
Организация проверки:
- К какому стилю речи вы отнесёте это рассуждение? Что обозначают вводные слова данной группы?
Вывод:
Тексты относятся к научному стилю речи, цель их дать точную информацию. В текстах употреблены термины, повторяются ключевые слова. Вводные слова указывают на порядок мыслей и их связь.

Упражнение 3.
Цель: учиться различать отглагольные прилагательные и причастия на морфемном и синтаксическом, лексическом, орфоэпическом уровне.
Задание:
Прочитайте словосочетания. Какие операции надо проделать с прилагательными, чтобы в них писалось -нн-? Какой частью речи они тогда станут?
Сушёные абрикосы, масленые блины, печёное яблоко, квашеная капуста, калёные орехи, чищеная морковь, пареная репа, плавленый сыр, жжёный сахар, топлёное масло.
Различайте слова:
* масленый – намазанный, пропитанный, запачканный маслом (масленая неделя – масленица);
* масляный – масляные (на масле) краски или картина, написанная ими.

Организация проверки:
Прочитайте получившиеся примеры, обоснуйте выбор одной и двух букв -н- в словах. Помогает ли ударение в словах типа сушёный – сушенный на солнце, различать прилагательные и причастия? Меняется ли от перемены ударения значение слова? Приведите свои примеры.
Вывод: Все прилагательные образованы от причастий, но восходят к глаголам несовершенного вида, не имеющим приставок и зависимых слов. Добавление приставки или зависимого слов указывает на причастие, которое в полной форме пишется с -нн-. На значение слова и его написание может влиять также ударение:
Сушёный (прил.) – приготовленный сушкой. Сушёные фрукты.
Сушенный (прич.) – от глагола сушить – «делать сухим». Сушенные фрукты.

Упражнение 4.
Цель: Учиться правильно писать слова с изученной орфограммой при употреблении их в тексте.
Задание: Распространить предложения причастиями и прилагательными с орфограммой «-Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных», пользуясь словами для справок.

В доме всё было готово к приёму гостей. Комнаты были уже прибраны. Блестел на солнце недавно ( ) пол. На нём разостланы ковровые дорожки. На столе расставлены закуски. Тут были и ( ) огурчики, и ( ) рыба, и ( ) цыплята, и ( ) пирожки.
И вот мы дружно садимся за ломящийся от яств стол. Нам подали ( ) яйца и ( ) окорок, ( ) яблоками гуся, ( ) овощи и ( ) кусок ( ) мяса. Пришлись нам по нраву ( ) грибочки. Да и нельзя было не похвалить: жирные, лимонного цвета подгрузди – круто ( ) освежали холодком.

Слова для справок: покраше…ый, маринова…ый, копчё…ый, жаре…ый, подрумяне…ый, варё…ый, печё…ый, фарширова…ый, тушё…ый, жаре…ый, солё…ый, засоле…ый

Организация проверки:
Прочитайте восстановленный текст, обоснуйте условия выбора двоякого написания слов в тексте. С какими разделами науки о языке связаны условия выбора написания использованных вами слов?
Вывод:
Таким образом, условия выбора правильного написания прилагательных и причастий связаны со словообразованием, синтаксисом и морфологией.

IV. Подведение итогов урока (рефлексия):
- Выясним, как вы усвоили новый материал.
Вопросы к классу:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Усвоили ли вы новое правило?
- Давайте проверим, как вы поняли новый материал.

Тест. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишутся две буквы -н-?
1) слое…ое тесто, кваше…ая капуста, моче…ое яблоко, засахаре…ые ягоды;
2) копче…ая грудинка, потуше…ые овощи, вяле…ая рыба, кале…ый орех;
3) вскипяче…ое молоко, сея…ая через мелкое сито мука, жаре…ый на масле картофель, выпотроше…ая курица;
4) купле…ые продукты, дистиллирова…ая вода, сгуще…ые сливки, варе…ая колбаса.

V. Постановка домашнего задания:

Цели вашей работы дома – усвоить условия выбора -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; выучить орфографическое правило ( § 21на стр. 57 ); подготовиться к воспроизведению опорной

схемы с использованием самостоятельно подобранных примеров; написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «За праздничным столом», «В гастрономе», «Я готовлю обед», используя слова на изученное правило.

VI. Использованные материалы:
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык, 7 класс. Москва: «Просвещение», 2009
2. Сухова О.В. Русский язык, 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы. Волгоград: «Учитель», 2009
3. Шадрина С.Б. Русский язык, 7 класс, поурочные планы. Волгоград: «Учитель» 2009