Православная педагогика
http://gramma.ru/
Полезное
Методцентр
Олимпиады и конкурсы
популярное
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
школа 411
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (лекционный материал для учащихся 8 классов) - Окончание |
Страница 2 из 3
Урок 2 «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» КАК НАЧАЛО РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ.
Цель: - познакомить с историей создания и изучения древнейшей из дошедших до нас русских летописей; - проанализировать отрывки из повести, отметить особенности стиля; - прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.
ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы, цели, плана урока. 3. Основная часть.
1) Продолжение лекции. Доска: «Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевъ нача перье княжити, и откуда русская земля стала есть». - так торжественно начинается древний летописный свод.
Запись: «Повесть временных лет» - древнейшая из дошедших до нас русских летописей. Она повествует о возникновении древнерусского государства, о его первых князьях – Игоре, Ольге, Святославе, Владимире.
Запись: По своему составу летописный свод включает различные жанры литературы той эпохи – повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания.
Перед летописцем стояла грандиозная задача: написать историю русского государства как часть всемирной истории. Повесть отличается своеобразным юмором и художественностью, искусством диалога и рассказа, стремлением показать историю Руси на фоне мировых событий.
2) Раздаточный материал. Из похвалы князю Ярославу и книгам (Отрывок из «Повести временных лет) Велика бо бываеть полза отъ учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…
(Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…)
Владимир Мономах - Великий князь Киевский (1053 – 1125)
Из «Поучения» Владимира Мономаха Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь… В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей. Если же вам придётся крест целовать, то, поверив сердце своё, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою. Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. Если забудете это, то почаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не стыдно будет, и вам будет хорошо. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…
|