Главная Портфолио Мои уроки и методические разработки ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (лекционный материал для учащихся 8 классов) - Окончание

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (лекционный материал для учащихся 8 классов) - Окончание Печать
Оглавление
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (лекционный материал для учащихся 8 классов)
Окончание
Контрольная работа
Все страницы

 

 

Урок 2

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»  КАК НАЧАЛО РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ.

 

Цель:          - познакомить с историей создания и изучения древнейшей из дошедших до нас русских летописей;

          - проанализировать отрывки из повести, отметить особенности стиля;

          - прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.

 

ХОД УРОКА.

1.      Организационный момент.

2.      Сообщение темы, цели, плана урока.

3.      Основная часть.

 

1)      Продолжение лекции.

Доска: «Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевъ нача перье княжити, и откуда русская земля стала есть».

 - так торжественно начинается древний летописный свод.

 

Запись: «Повесть временных лет» - древнейшая из дошедших до нас русских летописей. Она повествует о возникновении древнерусского государства, о его первых князьях – Игоре, Ольге, Святославе, Владимире.

 

Запись: По своему составу летописный свод включает различные жанры литературы той эпохи – повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания.

 

         Перед летописцем стояла грандиозная задача: написать историю русского государства как часть всемирной истории. Повесть отличается своеобразным юмором и художественностью, искусством диалога и рассказа, стремлением показать историю Руси на фоне мировых событий.

 

2)      Раздаточный материал.

Из похвалы князю Ярославу и книгам

(Отрывок из «Повести временных лет)

Велика бо бываеть полза отъ учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…

 

(Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…)

 

 

Владимир Мономах - Великий князь Киевский (1053 – 1125)

 

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь…

            В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

            Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.

            Если же вам придётся крест целовать, то, поверив сердце своё, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

            Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время.

            Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

            Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

            Если забудете это, то почаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не стыдно будет, и вам будет хорошо.

            Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…