Главная Экзамены Зачеты Виды разбора (фонетический, морфологический, словообразовательный, морфемный, стилистический, синтаксический)

Православная педагогика

Баннер

Если бы была возможность выборая бы предпочел (предпочла) экзамен:,

Если бы была возможность выбора,я бы предпочел (предпочла) экзамен:
 

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Виды разбора (фонетический, морфологический, словообразовательный, морфемный, стилистический, синтаксический) PDF Печать
Оглавление
Виды разбора (фонетический, морфологический, словообразовательный, морфемный, стилистический, синтаксический)
Морфемный разбор
Лексический разбор
Морфологический разбор
Синтаксический разбор
Стилистический разбор
Все страницы

Фонетический разбор

Отбивая

От-би-ва-я (4 слога, 3 ударный).

О -  [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой о;

Т -  [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой тэ;

Б -  [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен буквой бэ;

И - [и ] - гласный, безударный, обозначен буквой и;

В - [в ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой вэ;

А - [а ] - гласный, ударный, обозначен буквой а;

Я - [й ] - согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я;

      [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой я.

8 звуков - 7 букв. ( буква Я обозначает 2 звука)

 


 

Морфемный разбор.

Убедительный

Последовательность выделения морфем: 1.окончание (-ый), 2. основа  (убедительн), 3. суффиксы ( -и-, -тельн-), 4. приставка (нет), 5. корень (убед) так как есть слова убеждать, переубедить, неубедительно.

Делаем запись   убедительно

 

Словообразовательный разбор

 Подлокотник

1. Подлокотник - часть кресла, на которую опирается локоть сидящего человека.

2. Ближайшее родственное слово - локоть.

 Это и есть то слово, от которого образовалось данное при помощи приставки под- и суффикса -ник.

3. Запись - подлокотник <----   под  + локоть  + ник

 


 

Лексический разбор

 Старый друг лучше новых двух.

Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице слово употребляется в одном из своих значений: старый друг - значит друг, существующий с давнего времени, долго. Синоним - давний. В этой же пословице употреблен антоним - новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например в словосочетаниях  старый человек, старый учебник, старые времена и т.д.

 


 

Морфологический разбор

Имя существительное:

Хлеб - имя существительное, н.ф. - хлеб,

Постоянные признаки:  нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения.  Непостоянные признаки: в винительном падеже, единственном числе.

Синтаксическая роль:  является прямым дополнением.

 

Имя прилагательное:

Пустое - имя прилагательное, н.ф. - пустой;

Постоянные признаки: качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения

Непостоянные признаки: в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.

 

Имя числительное:

"прошло три года":Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет,

Синтаксическая роль: подлежащее.

 

Местоимение:

С него - местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе,

Синтаксическая роль: обстоятельство места.

 

Глагол:

Убрали - глагол, н.ф. - убрать,

Постоянные признаки:  невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения,

Непостоянные признаки: в изъявительном наклонении, прошедшем времени. множественном числе,

Синтаксическая роль - сказуемое.

 

Причастие

Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":

Падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать",

Постоянные признаки: несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное,

Непостоянные признаки:  в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, Синтаксическая роль: согласованное определение.

 

Деепричастие

Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":

Падая - деепричастие, от глагола "падать",

несовершенного вида, невозвратное, непереходное,

Синтаксическая роль: обстоятельство образа действия.

 

Категория состояния

1. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

2. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

3. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

 

Наречие:
Кругом - наречие, обстоятельственное  места, является обстоятельством места.

 

 

 

 


 

Синтаксический разбор

 

Простое предложение.

 

Раздались звуки торжественного и громкого марша.  ( А.И.Куприн)

Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями.  Грамматическая основа - раздались звуки, звуки - подлежащее, выражено существительным, раздались простое глагольное сказуемое.

Все второстепенные члены в этом предложении относятся к подлежащему. Звуки (какие?) марша - несогласованное определение, выражено существительным в родительном падеже, марша (какого?) торжественного и громкого - однородные согласованные определения, выражены  полными прилагательными.

 

Сложносочиненное предложение.

 

Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу. ( В.Лидин)

 

Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное; состоит из двух предикативных частей, первая - машина застопорила, вторая - катер медленно причалил к берегу.  Эти предложения связаны между собой сочинительным, соединительным союзом и, выражающим последовательность. Перед союзом и ставится запятая. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложноподчиненное предложение.

 

Оттого что солнечные дни все время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно.   (Г.Николаева).

 

 Это предложение сложное, союзное,  сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей - главной: деревья в этом году умирали царственно, и придаточной: оттого что солнечные дни перемежались с дождями; придаточное относится ко всему главному предложению (присоставное), отвечает на вопрос почему, отчего? Это СПП с придаточным причины, придаточное присоединяется при помощи союза оттого что, стоит перед главным предложением и отделяется от него запятой. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение. 

 

Сложное предложение с разными видами связи.

 

Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ]  [ ей посоветовали   позвонить жене его,  на что трубка , зарыдав,  ответила,

 что она и есть жена и  что Римского нигде нет ]

( М.Булгаков)

 

Данное предложение 1) по цели высказывания - повествовательное; 2)

по интонации - невосклицательное; 3) по количеству предикативных

компонентов - сложное, т.к. состоит из пяти простых компонентов (в его

составе выделяется пять грамматических основ: 1-дама позвонила, стала

требовать; 2-посоветовали;3- трубка ответила;4- она и есть жена;5-

нет); 4) простые компоненты соединяются с помощью союзов и

(сочинительный соединительный), что (подчинительный изъяснительный),

союзного слова с предлогом на что, а также бессоюзной связью, с помощью

интонации. Следовательно, в данном предложении есть сочинительная,

подчинительная и бессоюзная связь. 5) Предложение делится на смысловые

блоки. Между этими блоками бессоюзная связь и отношения перечисления

фактов. В блоке I - простое предложение. В блоке II - сложноподчиненное с

несколькими придаточными. В нем компонент 2 является главным

предложением для компонента 3, к которому нельзя задать вопрос (это

придаточное присоединительное). Компонент 3, в свою очередь, является

главным для компонентов 4 и 5, которые присоединяются к отдельному

слову в главном. Придаточные являются обязательными по смыслу, отвечают

на вопрос ответила что? Это придаточные дополнительные. Блок II - это

сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и

однородным соподчинением.

 


 

Стилистический разбор.

 

Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!
                                                                        Саша Черный. "Дневник фокса Микки".

1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.
(Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.)
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.
(Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими словами и имеют в тексте особые значения.)
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер.
(1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. - Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.)
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.
(1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное. 3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти предложения создают эффект разговорной речи.)
5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения?
(Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.)
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?
(В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный, несвойственный взрослому человеку способ мышления.)