Фонетический разбор
Отбивая
От-би-ва-я (4 слога, 3 ударный).
О - [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой о;
Т - [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой тэ;
Б - [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен буквой бэ;
И - [и ] - гласный, безударный, обозначен буквой и;
В - [в ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой вэ;
А - [а ] - гласный, ударный, обозначен буквой а;
Я - [й ] - согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я;
[а ] - гласный, безударный, обозначен буквой я.
8 звуков - 7 букв. ( буква Я обозначает 2 звука)
Морфемный разбор.
Убедительный
Последовательность выделения морфем: 1.окончание (-ый), 2. основа (убедительн), 3. суффиксы ( -и-, -тельн-), 4. приставка (нет), 5. корень (убед) так как есть слова убеждать, переубедить, неубедительно.
Делаем запись убедительно
Словообразовательный разбор
Подлокотник
1. Подлокотник - часть кресла, на которую опирается локоть сидящего человека.
2. Ближайшее родственное слово - локоть.
Это и есть то слово, от которого образовалось данное при помощи приставки под- и суффикса -ник.
3. Запись - подлокотник <---- под + локоть + ник
Лексический разбор
Старый друг лучше новых двух.
Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице слово употребляется в одном из своих значений: старый друг - значит друг, существующий с давнего времени, долго. Синоним - давний. В этой же пословице употреблен антоним - новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые времена и т.д.
Морфологический разбор
Имя существительное:
Хлеб - имя существительное, н.ф. - хлеб,
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения. Непостоянные признаки: в винительном падеже, единственном числе.
Синтаксическая роль: является прямым дополнением.
Имя прилагательное:
Пустое - имя прилагательное, н.ф. - пустой;
Постоянные признаки: качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения
Непостоянные признаки: в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.
Имя числительное:
"прошло три года":Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет,
Синтаксическая роль: подлежащее.
Местоимение:
С него - местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе,
Синтаксическая роль: обстоятельство места.
Глагол:
Убрали - глагол, н.ф. - убрать,
Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения,
Непостоянные признаки: в изъявительном наклонении, прошедшем времени. множественном числе,
Синтаксическая роль - сказуемое.
Причастие
Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":
Падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать",
Постоянные признаки: несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное,
Непостоянные признаки: в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, Синтаксическая роль: согласованное определение.
Деепричастие
Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":
Падая - деепричастие, от глагола "падать",
несовершенного вида, невозвратное, непереходное,
Синтаксическая роль: обстоятельство образа действия.
Категория состояния
1. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.
2. Морфологические признаки:
1) качественное;
2) грустнее, грустнее всего;
3) неизменяемое слово.
3. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.
Наречие: Кругом - наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места.
Синтаксический разбор
Простое предложение.
Раздались звуки торжественного и громкого марша. ( А.И.Куприн)
Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями. Грамматическая основа - раздались звуки, звуки - подлежащее, выражено существительным, раздались простое глагольное сказуемое.
Все второстепенные члены в этом предложении относятся к подлежащему. Звуки (какие?) марша - несогласованное определение, выражено существительным в родительном падеже, марша (какого?) торжественного и громкого - однородные согласованные определения, выражены полными прилагательными.
Сложносочиненное предложение.
Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу. ( В.Лидин)
Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное; состоит из двух предикативных частей, первая - машина застопорила, вторая - катер медленно причалил к берегу. Эти предложения связаны между собой сочинительным, соединительным союзом и, выражающим последовательность. Перед союзом и ставится запятая. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.
Сложноподчиненное предложение.
Оттого что солнечные дни все время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно. (Г.Николаева).
Это предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей - главной: деревья в этом году умирали царственно, и придаточной: оттого что солнечные дни перемежались с дождями; придаточное относится ко всему главному предложению (присоставное), отвечает на вопрос почему, отчего? Это СПП с придаточным причины, придаточное присоединяется при помощи союза оттого что, стоит перед главным предложением и отделяется от него запятой. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.
Сложное предложение с разными видами связи.
Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ] [ ей посоветовали позвонить жене его, на что трубка , зарыдав, ответила,
что она и есть жена и что Римского нигде нет ]
( М.Булгаков)
Данное предложение 1) по цели высказывания - повествовательное; 2)
по интонации - невосклицательное; 3) по количеству предикативных
компонентов - сложное, т.к. состоит из пяти простых компонентов (в его
составе выделяется пять грамматических основ: 1-дама позвонила, стала
требовать; 2-посоветовали;3- трубка ответила;4- она и есть жена;5-
нет); 4) простые компоненты соединяются с помощью союзов и
(сочинительный соединительный), что (подчинительный изъяснительный),
союзного слова с предлогом на что, а также бессоюзной связью, с помощью
интонации. Следовательно, в данном предложении есть сочинительная,
подчинительная и бессоюзная связь. 5) Предложение делится на смысловые
блоки. Между этими блоками бессоюзная связь и отношения перечисления
фактов. В блоке I - простое предложение. В блоке II - сложноподчиненное с
несколькими придаточными. В нем компонент 2 является главным
предложением для компонента 3, к которому нельзя задать вопрос (это
придаточное присоединительное). Компонент 3, в свою очередь, является
главным для компонентов 4 и 5, которые присоединяются к отдельному
слову в главном. Придаточные являются обязательными по смыслу, отвечают
на вопрос ответила что? Это придаточные дополнительные. Блок II - это
сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и
однородным соподчинением.
Стилистический разбор.
Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота. Деревенщина! Саша Черный. "Дневник фокса Микки".
1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются. (Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.) 2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы. (Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими словами и имеют в тексте особые значения.) 3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер. (1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. - Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.) 4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте. (1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное. 3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти предложения создают эффект разговорной речи.) 5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения? (Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.) 6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется? (В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный, несвойственный взрослому человеку способ мышления.)
|