Главная Портфолио Мои уроки и методические разработки КОНСПЕКТ УРОКА «Тема, идея, проблема текста».

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



КОНСПЕКТ УРОКА «Тема, идея, проблема текста». Печать

КОНСПЕКТ УРОКА «Тема, идея, проблема текста».

Комментарий.

         Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы представленного текста. Этот урок может помочь найти простой и понятный путь выделения проблемы Урок был проведен в 7 классе, но он может быть использован и в других классах

 

 

ЗАДАЧИ УРОКА.

1. Закрепить знания о типах и стилях речи, формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов.

2. Формировать понятия «Тема, идея, проблема текста», умение различать их и выделять из текста.

3. Развивать устную речь, умение четко, логично и правильно формулировать свои мысли.

4. Закреплять знания об основных видах орфограмм ( безударные гласные в корне слова, правописание приставок пре- и при-, суффиксов причастий, окончаний глаголов).

5. Формировать умение находить в тексте причастные и деепричастные обороты и выделять их запятыми.

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА  (с комментариями)

 

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

 

         Сегодня у нас урок развития речи. Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, вспомним типы и стили речи. А главное – будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.

 

2. Обобщение знаний о типах и стилях речи.

 

         Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете?

(По мере ответов учеников на доске составляется схема)

ТИПЫ РЕЧИ

 

 

Повествование                       Описание                               Рассуждение 

 

(При ответах учащиеся должны не только дать название типу речи, но и назвать характерные особенности данного типа. Например, указать, что повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).

 

         Возьмите лист № 1. Определите типы речи. Используя схемы, докажите свой выбор. (Приложение №1)

         Каждый из представленных текстов можно отнести и какому-то стилю речи. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

( На доске записываются ответы:

                                      I. Разговорный

                                      II. Книжные

  1. 1.     Художественный
  2. 2.     Официально-деловой
  3. 3.     Научный
  4. 4.     Публицистический

Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

 

         Определите стили представленных текстов. Ответы запишите в тетрадь. Докажите свой выбор.

         Какие стили не представлены. Приведите пример официально-делового стиля.

 

2. Тема , идея, проблема текста.

 

         Возьмите лист № 2. (Приложение № 2) Прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

         Прокомментируйте пропущенные орфограммы.

( При ответах детей важно, чтобы учащиеся не просто называли ту букву, которую нужно вставить, но и объяснили свой выбор. Например, «посв..тил» - буква пропущена в корне, проверочное слово «свято»,поэтому вставляю букву «я»; или «пережива..мой» - буква пропущена в суффиксе, это причастие, образовано от глагола «переживать», глагол на –ать, не исключение, 1 спряжение, значит, в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени пишется буква Е и т.д. Такие рассуждения не занимают много времени, но позволяют детям и вспомнить правила, и научиться рассуждать).

 

         В выделенных предложениях пропущены запятые. Объясните где и почему вы их поставите.

(Ученики находят причастный и деепричастный оборот, объясняют постановку запятых).

 

         Теперь мы с вами переходим к главной теме урока: тема, идея, проблема текста.

( Если дети не знакомы с этими  понятиями, то определение дает учитель. Определение записывается на доске)

 

- Что такое тема текста?

Тема – о чем этот текст.

         Определите тему представленного текста.

Тема: научная деятельность.

- Что такое идея текста?

Идея – то, что хотел сказать автор текста.

- Как вы думаете, что хотел сказать читателям автор этого текста? Какова его идея?

Идея: научная деятельность влияет на человека, на его жизнь.

- Рассуждая на какую-то тему, автор публицистического текста обычно раскрывает какую-либо проблему.

Проблема – теоретический вопрос, требующий разрешения исследования.

-Попробуем сформулировать вопрос.

Как научная деятельность влияет на жизнь человека?

- Этот вопрос и поможет нам четко определить проблему текста.

Проблема влияния научной деятельности на жизнь человека.

(Выделенные понятия записываются учителем на доске, ученики записывают в тетрадь)

 

- Связана ли проблема с темой и идеей текста?

 

3. Закрепление изученного.

Закрепление изученного можно провести, используя материал упражнения 423 из учебника «Русский язык. 7 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская) или на примере любого другого текста.

 

4. Подведение итогов урока.

 

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что такое тема, идея, проблема текста?

- Как мы учились выделять проблему текста?

(Сначала определили тему и идею, а потом выделили проблему).

 

Приложение № 1.

Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица было что-то порывистое и торопливое. Она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.                    (По И.С.Тургеневу)

 

Однажды Андрей пропал на целую неделю. Мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит.

На другое утро Андрея нашли, преспокойно спящего в своей постели.

      Днем отец только и спросил, готов ли у него немецкий перевод.

- Нет, – отвечал он.

      Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.

-Ступай, откуда пришел, - прибавил он, - и приходи опять с переводом, вместо одной – двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала. Без этого не показывайся!

      Андрей воротился через неделю, принес перевод и выучил роль.    (И.А. Гончаров)

 

Слова «три» и «трижды» относятся к разным частям речи. Докажем это.

Во-первых, слово три обозначает отвлеченное число или количество предметов, например, три книги. Слово трижды обозначает признак действия, например, повторял трижды.

      Во-вторых, слово три изменяется по падежам: три книги, трех книг и т.д., а слово трижды не изменяется.

      В-третьих, слово три сочетается с именем существительным, а слово трижды сочетается с глаголом.

      Значит, слова три и  трижды – разные, поэтому они относятся к разным частям речи: три – имя числительное, а трижды – наречие.

 

Приложение № 2.

Наукой заниматься трудно. Это хорошо знает тот, кто посв…тил ей жизнь. Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку ученый взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять изощренное терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно пережива..мой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой.

Наукой заниматься не только трудно. Наукой заниматься (не)обходимо. Исследовательская деятельность воспитывает личность, разв…вает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое.

Наукой заниматься не только необходимо. Наукой заниматься приятно. Во-первых, потому, что преодоле(н,нн)ая трудность пр…носит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызыва…т желание повторить собстве(н,нн)ый подвиг, вновь испытать радость победы. Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придает смысл жизни. В-третьих, потому, что настоящий ученый получает удовольствие от работы  выполняемой самостоятельно.

Наукой заниматься приятно потому, что она уберегает от мелких, в(ь,ъ)едливых неприятностей  не позволяя им властвовать душой. Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим от неприятностей сознанием. Заг…ревшийся в душе огонек будет оберегать человека, (не)давая ему погрязнуть в скуке.