Федеральный компонент государственного стандарта по литературе
Сопоставительная таблица изучаемых произведений: базовый и профильный уровни
Полная (средняя) школа: 10 – 11 классы
Составитель – Н.Б.Тралкова
Разделы
|
Базовый уровень
|
Профильный уровень
|
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
|
|
Русская литература XIX века
|
А. С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (1Х.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Медный всадник».
|
А. С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»). «...Вновь я посетил...», а также пять стихотворений по выбору.
Поэма «Медный всадник».
Трагедия «Борис Годунов» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
|
|
М. Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.
|
М. Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия. ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», а также пять стихотворений по выбору.
Поэма «Демон» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
|
|
Н. В. Гоголь
Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
|
Н. В. Гоголь
Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
|
|
А. Н.Островский
Драма «Гроза» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
|
А. Н. Островский
Драма «Гроза»
Комедия «Лес» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
|
|
|
Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагменты);
А. А. Григорьев. «После "Грозы" Островского.
Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты).
|
|
И. А. Гончаров
Роман «Обломов» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов).
Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты) (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения)'.
|
И. А. Гончаров
Роман «Обломов» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты) (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).
|
|
|
Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты);
А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. Л. Гончарова» (фрагменты).
|
|
И. С. Тургенев
Роман «Отцы и дети» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов).
|
И. С. Тургенев
Роман «Отцы и дети».
|
|
|
Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
|
|
Ф. И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.
|
Ф. И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), а также пять стихотворений по выбору.
|
|
А. А. Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.
|
А. А.Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эга...», «Шепот,
робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон
сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также пять
стихотворений по выбору.
|
|
А. К. Толстой
Три произведения по выбору.
|
А. К. Толстой
Пять произведений по выбору.
|
|
Н. А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов).
|
Н. А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт
и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», а
также пять стихотворений по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в
образовательных учреждениях с родным (нерусским)
языком обучения — в сокращении).
|
|
|
Н. Г.Чернышевский
Роман «Что делать?» (обзор).
|
|
Н. С. Лесков
Одно произведение по выбору.
|
Н. С. Лесков
Одно произведение по выбору.
|
|
М. Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзор).
|
М. Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзорное изучение).
|
|
Ф. М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов).
|
Ф. М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание» (в
образовательных учреждениях с родным (нерусским)
языком обучения — в сокращении).
Очерк «Пушкин».
|
|
|
Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание»
(фрагменты).
|
|
Л. Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов).
|
Л. Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир» (в образовательных
учреждениях с родным (нерусским) языком обучения
— в сокращении).
|
|
А. П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору.
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Пьеса «Вишневый сад» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
|
А. П. Чехов
Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № б», «Студент»,
«Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», а
также два рассказа по выбору.
Пьеса «Вишневый сад».
Одна пьеса по выбору (только для образовательных
учреждений с русским языком обучения).
|
Русская литература XX века
|
И. А. Бунин
Три стихотворения по выбору.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору.
Рассказ «Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
|
И. А. Бунин
Пять стихотворений по выбору.
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из
Сан-Франциско», «Темные аллеи», «Чистый
понедельник», а также два рассказа по выбору.
|
|
А. И. Куприн
Одно произведение по выбору.
|
А. И. Куприн
Одно произведение по выбору.
|
|
|
Л. Н. Андреев
Одно произведение по выбору.
|
|
М. Горький
Пьеса «На дне».
Одно произведение по выбору.
|
М. Горький
Пьеса «На дне».
Два произведения по выбору
|
Поэзия конца XIX~начала XX в.
|
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А Белый,
В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумшгев,
Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб,
В. В. Хлебников, В Ф. Ходасевич.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору
|
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый,
В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев,
Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб,
В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
|
|
А. А. Блок
Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека », «В ресторане», «Река раскинулась Течет, грустит лениво. .» (из цикла «На поле Куликовом»). «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору
Поэма «Двенадцать».
|
А. А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь,
улица, фонарь, аптека...». «В ресторане», «Река
раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На
поле Куликовом»), «На железной дороге», а также
пять стихотворений по выбору.
Поэма «Двенадцать».
|
|
В. В. Маяковский
Сжхотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также три стихотворения по выбору
Поэма «Облако в штанах» (для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
|
В. В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайге!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Литичка!»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также пять
стихотворений по выбору.
Поэма «Облако в штанах» (в образовательных
учреждениях с родным (нерусским) языком обучения
— в сокращении).
|
|
С. А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», а также три стихотворения по выбору.
|
С. А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..»,
«Не бродить. не мять в кустах багряных...», «Мы
теперь уходим понемногу..», «Письмо матери», «Спит
ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь
Советская», а также пять стихотворений по выбору.
Одна поэма по выбору.
|
|
М. И. Цветаева
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», а также два стихотворения по выбору.
|
М. И. Цветаева
Стихотворения «Моим стихам, написанным так
рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в
руке..»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...»,
«Тоска по родине! Давно...», а также три
стихотворения по выбору.
|
|
О. Э. Мандельштам
Стихотворения: «Noire Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков. .», «Я вернулся в мои город, знакомый до
слез.. », а также два стихотворения по выбору
|
О. Э. Мандельштам
Стихогворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса ..», «За гремучую доблесть грядущих
веков...», «Я вернулся в мой город знакомый до слез...»,
а также три стихотворения по выбору
|
|
А. А. Ахматова
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати », «Мне голос был. Он звал
утешно . », «Родная земля», а также два стихотворения по выбору.
Поэма «Реквием».
|
А. А. Ахматова
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему
одические рати...», «Мне голос был. Он звал
утешно...», «Родная земля», а также три
стихотворения по выбору.
Поэма «Реквием».
|
|
Б. Л. Пастернак
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также два стихотворения по выбору.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
|
Б. Л. Пастернак
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и
плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне
хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также
три стихотворения по выбору.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
|
|
М. А. Булгаков
Романы' «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — один из романов в сокращении).
|
М. А. Булгаков
Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»
(в образовательных учреждениях с родным
(нерусским) языком обучения — в сокращении).
|
|
|
И. Э. Бабель
Два рассказа по выбору.
|
|
|
Е. И. Замятин
Роман «Мы» (только для образовательных
учреждений с русским языком обучения).
|
|
А. П. Платонов
Одно произведение по выбору.
|
А. П. Платонов
Одно произведение по выбору.
|
|
М. А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
|
М. А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (в образовательных
учреждениях с родным (нерусским) языком обучения
— в сокращении).
|
|
|
В. В. Набоков
Одно произведение по выбору.
|
|
|
Н. А. Заболоцкий
Три стихотворения по выбору.
|
|
А. Т. Твардовский
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», а также два стихотворения по выбору
|
А. Т. Твардовский
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном
завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей
вины...», а также три стихотворения по выбору.
|
|
В. Т. Шалимов
«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору).
|
В. Т. Шалимов
«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору).
|
|
А. И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Рассказ «Матренин двор» (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).
|
А. И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для
образовательных учреждений с русским языком
обучения).
Рассказ «Матренин двор» (только для
образовательных учреждений с родным (нерусским)
языком обучения).
Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты).
|
Проза второй половины XX века
|
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев,
В. И. Белов, А. Г. Битов, В В. Быков, В С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов,
Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков,
Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
|
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев,
В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман,
С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов,
Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков,
Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
|
Поэзия второй половины XX века
|
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский,
А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий,
Е. А. Евтушенко, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов,
Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов,
Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин,
А. А. Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
|
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский,
А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий,
Е. А. Евтушенко, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов,
Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов,
Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин,
А. А. Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
|
Драматургия второй половины XX века
|
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин,
В. С. Розов, М. М. Рощин.
Произведение одного автора по выбору.
|
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин,
В. С. Розов, М. М. Рошин.
Произведение одного автора по выбору.
|
Литература последнего десятилетия
|
Проза (одно произведение по выбору).
Поэзия (одно произведение по выбору).
|
Проза (одно произведение по выбору).
Поэзия (одно произведение по выбору).
|
Литература народов России'
|
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим,
Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай,
К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведение одного автора по выбору.
|
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим,
Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай,
К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведения не менее двух авторов по выбору.
|
Зарубежная литература
Проза
|
О. Бальзак, Г. Бёлль, ОТенри, У. Голдинг,
Э. Т. А.Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен,
А. Камю, Ф. Кафка, Г. Г. Маркес, П. Мериме,
М. Метерлинк, Г. Мопассан, У. С. Моэм, Д. Оруэлл,
Э. А. По, Э. М. Ремарк, Ф. Стендаль,
Дж. Сэлинджер, О. Уайльд, Г. Флобер, Э. Хемингуэй,
Б. Шоу, У. Эко.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
|
О. Бальзак, Г. Бёлль, О. Генри, У. Голдинг,
Э. Т. А. Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен,
А. Камю, Ф. Кафка, Г. Г. Маркес, П. Мерите,
М. Метерлинк, Г. Мопассан, У. С. Моэм, Д. Оруэлл,
Э. А. По, Э. М. Ремарк, Ф. Стендаль,
Дж. Сэлинджер, О. Уайльд, Г. Флобер, Э. Хемингуэй,
Б. Шоу, У. Эко.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
|
Поэзия
|
Г. Аполлинер, Д. Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер,
П. Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо,
Р. М. Рильке, Т. С. Элиот.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
|
Г. Аполлинер, Д. Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер,
П. Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо,
Р. М. Рильке, Т. С. Элиот.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
|
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения все крупные по объему произведения зарубежной литературы изучаются во фрагментах.
|