Главная Портфолио Мои уроки и методические разработки Нестандартный урок-практикум подготовки к ЕГЭ

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Нестандартный урок-практикум подготовки к ЕГЭ Печать

Не так страшно ЕГЭ, как его малюют...

Дорогие мои ученики! Сегодняшнее занятие - нестандартное. Я решила рассказать вам о ЕГЭ, о заданиях-"ловушках", о том, что надо знать обязательно...Но использую я для этого в этот раз нестандартные правила, хочу поделиться своими наблюдениями и дать несколько подсказок. И, разумеется, проверить ваши знания. Итак, приступим к знакомству с главными секретами ЕГЭ.

 

 

 

Одни и те же знания МОЖНО и НУЖНО применять для выполнения не одного, а многих заданий. Это возможно потому, что между разными разделами русского языка существуют системные связи 

Мы рассмотрим лишь несколько примеров, которые покажут вам взаимосвязь морфемики и морфологии (1), морфемики и орфографии (2), морфологии и синтаксиса(3), после чего поговорим о частицах (4).

1. Морфемика и морфология  

Надеюсь, на моих уроках вы усвоили морфологические признаки деепричастий: эти неизменяемые глагольные формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?(*). Вы также усвоили их морфемные особенности, а именно:
R26; деепричастия не имеют окончаний, в том числе и нулевых(*)
R26; деепричастия имеют суффиксы -А-, -Я-, -В-, -ВШИ-, редко -ШИ-(*)

 

Давайте посмотрим, к примеру, как можно использовать (*) при выполнении заданий по морфемике (А13) и по морфологии (А11).

 

А13.

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1)

выпрыгивая

2)

высотный

3)

возросший

4)

постарев

 

Как поступают на ЕГЭ выпускники, у которых вместо (*) - пробел в знаниях?
  - Прочитав формулировку, начинают с разбора первого слова в полном соответствии с последовательностью морфем в поставленном вопросе: приставка ВЫ-, корень -ПРЫГ- ... и неизвестно еще, чем это закончится . 

 

Очень часто заканчивается так: вы-прыг-ив-ая.
  -   Ура! Все морфемы на месте!     Выбираем ответ № 1 - и... получаем ноль баллов.

 

Вы поступите иначе, потому что (*) у вас уже в сознании и вы невооруженным глазом видите, что 1) и 4) - деепричастия, а следовательно, окончаний у них нет. Анализировать нужно только 2) и 3), а такой выбор - задачка для первоклассника.

 

 

 

 

Переходим к заданию по морфологии.

 

А11.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова УБЕДИВШИСЬ.

1)

действительное причастие прошедшего времени

2)

деепричастие совершенного вида

3)

страдательное причастие

4)

наречие

Отсутствие окончания - один из признаков, отличающих деепричастие от причастия, особенно в созвучных формах типа "наклониВШИсь" (деепричастие с суффиксом -ВШИ- и постфиксом -СЬ ) и "наклониВШийся" (причастие с суффиксом -ВШ-, окончанием -ИЙ и постфиксом -СЯ). Остается только выбрать ответ 2), "правильность" которого с учетом (*) не вызывает сомнений.

   

2. Морфемика и орфография

 

Умение правильно выделять морфемы, не смешивать суффиксы и окончания в глагольных формах приведет вас к правильному выполнению заданий не только по определению состава слова (морфемика), но и по правописанию (орфография). Вы также не поддадитесь на "провокации", заложенные в формулировках некоторых заданий части "А".

Проверьте себя. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: "УВИДЕЛ" и "ВЫГОРЕЛ" - глаголы второго спряжения.

Подумайте, зависит ли правописание этих глаголов (выбор гласной в конце слова) от типа спряжения.

Еще один вопрос "на засыпку". С каким суффиксом следует писать глагол ОБЕССИЛ...ТЬ? Намекну, что этот вопрос связан не только с орфографией и морфемикой, но и с морфологией (переходностью глагола).

 

 

 

3. Морфология и синтаксис.

    

Знания по морфологии вы сможете применить, выполняя задания как части "А" (синтаксические нормы, пунктуация), так и части "В" (при анализе структуры предложений разных типов).

 

При анализе СПП в заданиях ЕГЭ требуется различать союзы и союзные слова. Выпускники часто смешивают термины "союз", "союзное слово" и "местоимение".

 

Союз и местоимение - морфологические понятия, а союзное слово - понятие синтаксическое (термин в синтаксисе сложного предложения). Рассмотрим пример:

 

Я знаю, ЧТО буду делать завтра.

 

В данном СПП слову ЧТО в можно дать ТРИ характеристики:
1) как части речи - относительное местоимение (морфологическая характеристика)
2) как средству связи в СПП - союзное слово (синтаксическая характеристика)
3) как члену предложения - дополнение в придаточном (синтаксическая характеристика)

 

Давайте подробнее разовьем тему "Союзы" применительно к морфологии и синтаксису. Надеюсь, вы хорошо знаете группу двойных сопоставительных союзов (морфология!). Неправильное употребление этих союзов приводит к нарушению синтаксических (грамматических) норм.

 

 

 

  Задание.

 

Найдите предложение без грамматической ошибки

1)

Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.

2)

Раскольников не только совершил преступление, но и пытался теоретически обосновать необходимость подобного поступка.

3)

Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.

4)

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а и от знания технологии.

С употреблением двойных сопоставительных союзов при однородных членах связано следующее пунктуационное правило: запятая ставится только перед второй частью союза.

Незнание этого правила приводит к постановке лишней запятой (л/з), особенно в тех случаях, когда первая часть двойного союза внешне сходна с подчинительными союзами КАК, ЕСЛИ, ХОТЯ. Примеры:

1) Когда-то на острове Кильдине(л/з) как белых, так и голубых песцов было великое множество.

2) Туманы в Лондоне бывают(л/з) если не каждый день, то через день непременно.

3) Работа геологической партии была(л/з) хотя и трудной, но чрезвычайно полезной.

При выполнении задания "С" правильное использование все тех же двойных сопоставительных союзов поможет вам продемонстрировать навыки владения книжным стилем, что, в свою очередь, может повысить первичный балл по критерию "точность и выразительность речи".

 

 

 

4. О частицах

Традиционно "коварными" в русской морфологии являются служебные слова, особенно частицы, которые чаще встречаются в части "В", но могут появиться и в некоторых заданиях части "А". Ну, не видят выпускники частиц в тексте, и все тут!

Между тем эти коротенькие словечки русского языка, ёмкие и многозначные, оттеняют эмоции, обогащают смысл высказывания. Без них речь слишком суха и строга. Не случайно частицы редко используются в научных текстах.

Сравните предложения:
1) До поселка два километра.
2) До поселка лишь два километра.
3) До поселка всего два километра.
4) До поселка всего-то два километра!

Выделенные частицы вносят в количественное значение (2 км) различные смысловые и эмоциональные оттенки, при этом "лишь" свойственна скорее книжному стилю речи, а   "всего" и "всего-то" - разговорному.

Не показалось ли вам, что "всего" - это местоимение? Коварство частиц в том и состоит, что ими могут становиться разные части речи (союзы, местоимения и другие). В следующих двух предложениях слово "всего" - определительное местоимение "весь" в косвенном падеже:

Ветеринар осмотрел всего (В.п., Ед.ч., М.р.) больного щенка.

Всего (Р.п., Ед.ч., Ср.р.) литературного наследия Льва Толстого я не прочитал.

В отличие от местоимения, частица - неизменяемая часть речи.

Помните, что помимо смысловых, модальных частиц существует группа частиц со специфической функцией образования повелительного и условного наклонения глаголов.

 

Это надо учить наизусть!

 

 

Значения частиц

 Частицы придают слову (предложению) дополнительные смысловые оттенки значения.  Единой классификации не существует. Обычно выделяют следующие группы частиц:

 1. вопросительные: ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ, А;

 2. восклицательные: ЧТО ЗА, НУ И, КАК, ИШЬ КАК, ЕЩЁ БЫ;

 3. усилительные: ДАЖЕ, ЖЕ, И, ВЕДЬ, НИ;

 4. утвердительные: ДА, ТАК, ТОЧНО(в значении ДА);

 5. отрицательные: НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ;

 6. указательные: ВОТ, ВОН, ВОТ И, ЭТО;

 7. ограничительные: ЛИШЬ, ТОЛЬКО, ПОЧТИ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО;

 8. уточнительные: КАК РАЗ, ИМЕННО, ТОЧНО, РОВНО.

 

 Особую группу составляют формо- и словообразующие частицы.

 

 Формообразующие:

  БЫ (образует форму условного наклонения глагола);

  ПУСТЬ, ДА, ДАВАЙ(ТЕ) (образуют форму повелительного наклонения глагола).

Словообразующие:

  -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-; НЕ-, НИ- (образуют местоимения и наречия)

словообразующие частицы называют также АФФИКСАМИ

 

 

 

Правила от Ирины Ивановны

НП_14. Удобочитаемость нарушается порой пишущим неправильным выбором формы дополнения.

НП_15.  По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет текст, определённо не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.

НП_16. Если блин, ну это, короче, хочешь типа чтобы слушали, ты как бы того, ну, сорняки и вообще особо не э-э, используй, вот.

_________________________________________________________________________

 

 

 

«Заморочки» в КИМах обычно бывают 2-х видов:
- использование разных формулировок вопросов к однотипным заданиям;
- перекрестная связь возможных ответов в заданиях "А", что требует их совместного анализа и усложняет выбор.

"…под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания". 

    

Некоторые элементы содержания ЕГЭ нужно выучить наизусть. Это необходимо для выполнения не одного, а многих заданий ЕГЭ, поэтому выпускники учат не раздумывая:

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

ЛИЧНЫЕ: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

ВОЗВРАТНОЕ: себя;

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (употребляются в вопросе): кто? что? какой? чей? который?

каков? сколько?

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ - те же, что и вопросительные, но употребляемые в качестве

союзных слов в сложноподчиненных предложениях;

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ: мой, твой, наш, ваш, свой;

его, её, их (личные в значении притяжательных);

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: тот(та, то, те), этот(...), таков(...), такой(...), столько;

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ: весь, всякий, каждый, любой, иной, другой, сам, самый;

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ: кто-то, кое-что, какой-нибудь, чей-либо, некто, некий и т.п.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: никто, ничто, ни от кого, ни о чём; нечего, некем, не о чем и т.п.

 

 

 

Нестандартные Правила (НП)

Относитесь к этим правилам с ЧЮ (чувством юмора J и осторожностью. Отличники должны понимать, о чем идет речь.

Не по'нял – не применяй! Теперь поня'л?

НП_2. Небезинтересно было бы взымать штраф с безолаберных за неверное написание гласных после приставок.

НП_3. У слова "нет" нету форм изменения.

НП_4. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен находится на своём месте, что иногда забываеться.

Кто в течение 30 секунд поймет, в чем суть НП, тому я предрекаю полный успех на предстоящем ЕГЭ. Можете считать это IQ-тестом.

 

 

 

ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ
  • НАРЕЧНЫЕ: вокруг, впереди, мимо, вслед, согласно, подобно, навстречу   
  • ОТЫМЕННЫЕ: в течение, в продолжение, вследствие, в виде, в связи с, наперекор, ввиду, вместо, вроде, наподобие, насчет, за счет   
  • ОТГЛАГОЛЬНЫЕ: благодаря, несмотря на, начиная с, исключая, включая   

 

Правила от Ирины Ивановны

НП_5. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.

НП_6. Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.

НП_7. Применяя неоднородное, сочетающееся с причастным оборотом, определение, после оборота запятую не ставьте.

НП_8. Не используйте запятые, там, где они не нужны.

НП_9. Вводную конструкцию конечно же выделяйте запятыми.

НП_10. Притом, некоторые слова, буквально, очень похожие на вводные, как раз, никогда не выделяйте запятыми.

НП_11. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.

НП_12. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.

НП_13. Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.

 

 

 

Задание.

Попробуйте не только правильно выполнить задание, но и обосновать свой ответ:

В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  1. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения ТАК(ЖЕ) и (НА)СЧЕТ красоты.
  2. Ему отперли дверь и (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ снова заперли ее крепким засовом.
  3. Я имел (В)ВИДУ, что вы ТАК(ЖЕ) примете наше предложение.
  4. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких минут я никак не мог придумать, ЧТО(БЫ) попросить взамен за свое молчание.

Ответы

1. В предложении "Мы с вами не виделись более полугода, и все это время я очень по вам скучал" вместо "по вам" следует писать "по вас".

2. Оба выделенных слова пишутся раздельно в предложении под номером 4:
В ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких минут я никак не мог придумать, ЧТО БЫ попросить взамен за свое молчание.

В данном случае:
В ПРОДОЛЖЕНИЕ - производный предлог, пишется раздельно;
ЧТО - относительное местоимение;
БЫ - частица.

________________________________________________________________________

 

 

 

Незастрахованные ошибки

(1) Фактор случайности: задания на определение лексического значения слова, постановку ударения, разграничение паронимов и некоторые другие проверяют скорее ширину кругозора и общую эрудицию, нежели чем знание правил. От ошибок в этих заданиях не застрахован никто.

(2) Наличие заданий, требующих знания частных случаев, тонкостей и исключений из правил. Мы называем такие задания "ловушками". Хотите пример? – Вот вам пример задания-«ловушки»

Найдите ошибку в следующем предложении: "Мы с вами не виделись более полугода, и все это время я очень по вам скучал". Ответ найдете в следующем выпуске.

(3) Наличие некоторого количества некорректных ("невычитанных") заданий и ответов. КИМы составляют живые люди, которым свойственно ошибаться.

"...считаю самыми трудными некорректно сформулированные задания, как было у меня то, в котором я ошиблась, -№30. Начало текста было рассуждением, а остальной текст-повествование. В итоге - горе от ума: тот, кто не заметил рассуждения, оказался прав, а у меня 1 ошибка, "съевшая" целых 4 балла. У моей одноклассницы-отличницы такая же ошибка".

(4) Субъективность экспертных оценок письменных работ. Посмотрите на (1). В этом абзаце присутствует речевой недочет, который эксперт может пропустить, а может посчитать за ошибку и снизить балл. Попробуйте этот недочет обнаружить.

(5) Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ и ошибки по невнимательности. Читаем: "...хотелось бы посмотреть свою работу и апеллировать по поводу оценки задания B8 в ноль баллов лишь из-за того, что последовательность чисел была вписана без запятых...". Вывод: апелляция здесь не поможет.

Важно! Ошибки в простых заданиях снижают тестовый балл гораздо сильнее, чем ошибки в заданиях средней трудности. Оборотная сторона этой медали: первичные баллы за правильно выполненные простые задания дают мизерный вклад в итоговый тестовый балл. Это не я придумала, утверждение принадлежит профессору А.Г. Шмелеву, руководителю официального портала www.ege.edu.ru. Выводы делайте сами.

 

 

 

 

1. В каких позициях нужны запятые в следующем предложении: По решению органов местного самоуправления(1) скоро в нашем городе начнется компания по его благоустройству(2) однако(3) точные сроки ее(4) к сожалению(5) пока не определены.

    Найдите в этом же предложении лексическую ошибку.

2. Какая морфологическая характеристика соответствует слову СУМРАЧНО в предложении: Озеро обступают старые ивы, поэтому на нем всегда безветренно и сумрачно, даже в солнечный день.

Ответы на эти задания.

1. Правильная расстановка знаков препинания: По решению органов местного самоуправления скоро в нашем городе начнется кАмпания по его благоустройству, однако точные сроки ее, к сожалению, пока не определены.

2. В предложении "Озеро обступают старые ивы, поэтому на нем всегда безветренно и сумрачно, даже в солнечный день" СУМРАЧНО является словом категории состояния.

 

  Учим наизусть:

 

 

 ГРУППЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

1. Соединительные: и, да (в значении "и"), ни-ни, тоже, также

2. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли-то ли

3. Противительные: а, но, да (=но), зато, однако, же

4. Двойные (сопоставительные):

как..., так и
не только..., но и
не столько..., сколько
не так..., как
хотя и..., но
не то что(бы)..., но (а)
если не..., то

         ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
    

 

1.Что, как, ли (частица в роли союза)

2.Временные: когда, пока, едва, с тех пор как, лишь только

3.Причинные: потому что, так как, ибо, ввиду того что

4.Условные: если, коли, кабы, раз

5.Уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что

6.Следствия: так что

7.Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы

8.Сравнительные: как, как будто, словно, точно, подобно тому как

    

Безударные гласные в конце основы инфинитива
   

блеять

лелеять

веять

маяться

выменять

надеяться

выровнять

реять

затеять

сеять

кашлять

таять

каяться

хаять

кланяться

чаять

лаять

 

 

 

Слова категории состояния (СКС)

Слова категории состояния - неизменяемые слова, по форме совпадающие с наречиями.
В отличие от наречий, СКС выступают в роли сказуемого (предиката) в БЕЗЛИЧНОМ предложении, поэтому их называют также "предикативными наречиями".

 

СКС могут обозначать:

• состояние окружающей среды ("На улице ветрено и грязно");

• психофизическое состояние ("Мне жаль. Ему больно".);

• необходимость, возможность/невозможность действия ("Нужно вернуться. Нельзя отказаться. Можно рассказать...").

 

ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ можно различить СКС, наречия и краткие прилагательные среднего рода с окончанием -О:

СКС - ГЛАВНЫЙ член предложения (сказуемое), а наречие - ВТОРОСТЕПЕННЫЙ (обст-во)

СКС - НЕИЗМЕНЯЕМОЕ слово, а краткие прил. имеют окончание (ИЗМЕНЯЮТСЯ по родам).

 

 

СКС, как наречия и прилагательные, могут употребляться в сравнительной степени, при этом ВСЕ ТРИ названные части речи совпадают по форме (имеют на конце суффикс -ЕЕ/-Е) и различаются только в контексте.

 

             Желаю успеха! У вас всё обязательно получится!