Главная Портфолио Научно-методическая работа Как я готовлю детей к ЕГЭ (из опыта)

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Как я готовлю детей к ЕГЭ (из опыта) Печать
Оглавление
Как я готовлю детей к ЕГЭ (из опыта)
Обзор учебника под ред. А.Власенкова
Обзор материалов газеты
Приложение1 Спецкурс
Приложение2 Примерная тематика занятий курса
Приложение 3 План написания С-части
Приложение 5 Изобразительно-выразительные средства
Приложение 6 Текст задания С-части и вариант сочинения моего ученика
Все страницы

Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен большой опыт в этом плане. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к экзаменам: и к традиционному сочинению по литературе, и к ЕГЭ по русскому языку.

А начиналось всё так... Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения- части С. Итак, с чего начинается эта подготовка? Поэтапно это можно представить так:

1-й этап. Подготовка начинается со среднего звена, в котором практически начинаем готовиться к традиционному сочинению по литературе в 11-м классе. Я работаю по традиционной программе и очень много времени уделяю работе по развитию речи. Пишем много сочинений, изложений, темы к которым часто предлагаю свои, неизбитые, но они интересны ребятам. Вот примеры таких тем:
а) Я чувствую, что взрослею. (5, 7, 9-е классы)
б) «Хочу» и «Надо»
в) Иногда мне удается быть внимательным к людям… (8, 9-е классы)

2-й этап. Много времени уделяю работе над текстом. На уроке мало возможности, чтобы этим заниматься: слишком много задач нужно решить. Поэтому, заложив основы работы над текстом в 5–7-х седьмых классах, возвращаюсь к этому более углубленно в 8–9-х классах в спецкурсе “Анализ текста на уроках русского языка”. План спецкурса представлен в Приложении 1.

3-й этап. Когда формируется новый десятый класс, я разрабатываю темы занятий по русскому языку из расчета один урок в неделю. Этот план занятий составляется, исходя из знаний и способностей детей каждого выпуска. Рассчитан он на 10–11-е классы, то есть на два года. План является подвижным: я свободно могу менять одну орфографическую или пунктуационную тему на другую, исходя из возникшей необходимости, например: низкие оценки за грамотность в сочинениях, неважные результаты по диктанту и т.д. Темы занятий представлены в Приложении 2.

4-й этап. Готовя старшеклассников к выполнению части С, я настраиваю их на написание сочинения-обработки текста. В тетради по подготовке к ЕГЭ заранее собираем материалы по отзыву, эссе и рецензии. Многое для получившегося материала по рецензии я взяла из журнала “Русский язык в школе” № 1 за 1998 год, газеты “Русский язык” (Приложение к газете “Первое сентября”) № 8 (176) за 1999 год. Обобщила эти материалы, составила универсальный “Типовой план для написания части С в ЕГЭ”. Чем хороши эти обобщённые материалы? В них даны в сопоставлении требования к сочинению, дан “Типовой план для написания сочинений разных жанров”, ученики знакомятся с клише (специальными оборотами речи), которые можно использовать при написании текста рецензии. Привожу методические материалы по рецензии и отзыву, которые использую в работе, в Приложении 3.


5-й этап. Работая над сочинением по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С. План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания сочинения. С планом-памяткой можно ознакомиться в Приложении 4.


6-й этап. При работе над текстами произведений специально обращаю внимание ребят на выразительно-изобразительные средства. Почему? Анализируя рабочие сочинения, пришла к выводу, что это одно из самых слабых мест в работах учеников. Обратилась к учебнику Г.Л. Абрамовича “Введение в литературоведение” (Москва, “Просвещение”, 1975), к “Словарю литературоведческих терминов” Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева (Москва, “Просвещение”, 1974). Составила таблицу наиболее распространенных выразительно-изобразительных средств. Она служит хорошим подспорьем ученику при подготовке к написанию рецензии. Таблица помещена в Приложении 5.


Вот так поэтапно я готовлю своих учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в части С.

В заключение хочу кратко сказать о методическом сопровождении в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Для подготовки учащихся к выполнению частей А и Б использую пособие Д.Э. Розенталя “Русский язык. Пособие для поступающих в вузы” (Ульяновск, “Книгочей”; Москва, “Альянс – В”, 1998, 2002.) Но на этом учебном пособии я останавливаться не буду, т.к. задания А и Б не являются предметом моей статьи.

А вот среди учебников и пособий, которые я использую для подготовки выпускников к сдаче сочинения-рецензии в части С, хотелось бы отметить учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи” (Москва, “Просвещение”, 2001). Прежде чем остановиться на этом учебнике, я пыталась работать по другим (например, по учебнику В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик “Развитие речи: теория и практика обучения”), но вскоре отказалась от них: с моей точки зрения они не отвечали многим параметрам в подготовке к заданию С.  К своему учебнику я шла интуитивно.




И вот учебник Власенкова и Рыбченковой. В чём своеобразие учебника? Как по нему работалось? Интересно. Книга состоит из трех частей, что видно уже из её названия: 1-я часть – повторение пройденного за курс 9-летней школы (в сочетании с пособием Д. Розенталя при повторении материала получаются хорошие результаты при выполнении заданий А, Б), 2-я часть – текст и его строение, что более всего нас интересует в учебнике, и 3-я часть – стили речи. Что мне нравилось в учебнике? То, что в центре внимания авторов – текст, что во все разделы учебника включены прекрасные тексты – отрывки из художественных произведений писателей, чьё творчество изучается в старших классах: Гоголь, Тургенев, Достоевский, Пришвин, Булгаков, Шукшин и т.д. А как замечательно подобраны стихи! Текст в учебнике – это не только встреча с прекрасным русским словом (общее эстетическое восприятие, основная мысль, проблемы, поставленные в нём, стиль речи, лексика и т.д.), а ещё и средство для отработки того теоретического материала, который предлагает параграф. Например, при работе над текстом–описанием используем отрывок из рассказа М. Осоргина “Часы”. А отрабатываем на этом тексте не только понятия темы, основной мысли, тип речи, но и лексические, синтаксические, морфологические средства речи: вставные синтаксические конструкции, вводные обороты, синтаксический разбор предложения, использование тире, дефиса, двоеточия, скобок и так далее. И так в заданиях к каждому тексту, данному в учебнике. Авторам учебника, с моей точки зрения, удалось сделать интересными для учеников задания по составлению разных видов текста. С первых лет участия школы в эксперименте по ЕГЭ я думала о том, что появится когда-нибудь учебник, который будет методическим пособием при подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, и по которому можно будет готовить сразу ко всем заданиям. Учебник Власенкова и Рыбченковой отвечает этому не во всем. Теперь я понимаю, что, наверное, это и не нужно. Учителю со стажем, подготовившему к выпуску не один 11-й класс, он и не будет полезен так, как начинающему учителю. Меня, как и всех опытных учителей, выручает своя методическая копилка, в которой есть всё для подготовки к сдаче экзамена в части С: и образцы сочинений-рецензий, и огромное количество текстов для работы, и другие материалы, часть из которых я представила на суд коллег в этой статье. А ориентиром в работе для меня всегда остается газета “Русский язык”, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. Ориентиром в том, не отстала ли я как учитель, не просмотрела ли чего. Газета за последние три года напечатала огромное количество материалов в помощь учителю при подготовке учащихся к написанию сочинения (части С). Практически все перечисленные задания к части С нашли отражения в публикациях газеты: как раскрывать позицию автора и свою позицию, изобразительные средства в тексте и т. д.



Вот названия некоторых публикаций: 1. № 9 – 2005 г. Статья Н. Шапиро “Оценка заданий С при подготовке к ЕГЭ”. 2. № 10 – 2007 г. Г.Т. Егораева. “Языковой анализ исходного текста”. 3. № 24 – 2006 г. И. Руденко. “Пишем сочинение-рассуждение по научно-популярному тексту”. Сделав выпуск 2010 года, стала анализировать ситуацию, думать, как работать дальше. У меня сейчас пятые классы. Через несколько лет придет их время сдавать экзамен в форме ЕГЭ. Многое изменится за эти несколько лет, но однозначно, что учебник Власенкова и Рыбченковой для меня исчерпан. Хочется каких-то новых подходов в преподавании русского языка и в подготовке к экзаменам. Мне показался интересным в этом плане учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой “Русский язык”. Особенность учебника в том, что ученики начинают работу с текста, чтобы потом прийти к теории, вернуться назад, понять то, чего они не знают, о чем имеют недостаточные сведения, и, наконец, сделать открытие. Это коротко об учебнике. Но его ли я возьму или другое пособие, не суть важно. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.


Литература
1. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. Словарь литературоведческих терминов. Москва, “Просвещение”, 1974.
2. Г.Л. Абрамович. Введение в литературоведение. Москва, “Просвещение”, 1975.
3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Москва, “Просвещение”, 2001.
4. Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Москва, “Просвещение”, “Учебная литература”, 1997.
5. Д.Э. Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗы. Ульяновск, “Книгочей”; Москва, “Альянс-В”, 1998.
6. В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. Москва, “Просвещение”, 1991.
7. Газета “Русский язык”. Приложение к газете “Первое сентября”. Отдельные номера за 2005–2007 годы.
8. Словарь русского языка в четырёх томах под редакцией А.П. Евгеньева. Москва, “Русский язык”, 1986.




Приложение 1.

План спецкурса для 8-9 класса на тему: «Текст на уроках русского языка»



№ п/п




Тема занятия

1

Текст и его признаки.

2

Тема и основная мысль текста. Практическая часть.

3

Абзац. Понятие микротемы, микротекста.

4

Цепная и параллельная виды связи. Способы связи предложений в тексте. Практическая часть.

5

Языковые средства связи предложений. Практическая работа над текстом.

6

Типы речи. Повествование. Особенности текста-повествования.

7

Работа над созданием текста-повествования.

8

Описание. Особенности текста-описания.

9

Работа над созданием текста-описания.

10

Рассуждение. Особенности построения текста-рассуждения.

11

Создание текста-рассуждения.

12

Соединение типов речи в тексте. Смешанные тексты.

13

Сокращение текста. План.

14

План и тезис.

15

Конспект текста, статьи.

16

Аннотация.

17

Отзыв и рецензия. Эссе.

18

Стили речи. Основные признаки научного стиля.

19

Публицистический стиль. Практическая часть: подготовка выступления перед аудиторией.

20

Официально-деловой стиль. Особенности стиля. Деловые бумаги.

21

Художественный стиль речи.


 

Приложение 2. Темы занятий по русскому языку в 10-х – 11-х классах. 10 класс

 

№ п/п

Название темы

1-2

Написание производных и непроизводных предлогов.

Р 3-4

Типы текстов, их особенности: а) описание; б) повествование; в) рассуждение.

Р 5

Практическая работа по определению типов текста.

6

Тренировочные упражнения (по предлогам и союзам).

7

Контрольный диктант с грамматическим заданием (из части В теста ЕГЭ).

Р 8

Текст и его признаки.

Р 9

Стили речи (разговорный и книжный).

10

Правописание частиц и междометий.

Р 11

Тема и микротемы в тексте.

12-13

Сочинение-рецензия по тексту С. Аксакова «Очерк зимнего дня».

14

Тренировочные упражнения.

15

Правописание непроизносимых и сомнительных согласных в корнях слов.

16

Контрольный диктант.

17

Правописание приставок пре – при - , на - з, - с.

18

Правописание традиционных приставок.

Р 19

Знакомство с тестами по русскому языку для проведения ЕГЭ. Требование к заданиям А (1 часть) и В (2 часть).

Р 20

Практическая работа по выполнению теста ЕГЭ (1 и 2 части).

21

Гласные о – е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

22

Закрепление материала на основе тренировочных упражнений.

Р 23

ЕГЭ по русскому языку. Задание С (3 часть). Требования к выполнению.

Р 24

Знакомство с разными видами текстов для выполнения задания С.

Р 25-26

Сочинение-рецензия по тексту В. Пескова «Мельница»

Р 27

Анализ сочинений-рецензий по тексту В. Пескова.

28

Падежные окончания имён существительных (карточка № 1, карточка № 2).

29

Суффиксы имён существительных.

30

Заключительный урок по русскому языку в 10-м классе.

11 класс

 

№ п/п

Название темы

1

Имя прилагательное. Суффиксы прилагательных.

2

Правописание сложных прилагательных.

Р 3

Повторение. Типы текстов. Стили речи.

Р 4-5

Часть С. Сочинение-ИОТ по тексту Н. Телешова «Золотая осень».

Р 6

Анализ сочинений-ИОТ по тексту Н. Телешова.

7

Числительное. Написание ь в числительных.

8-9

Правописание отрицательных и неопределённых местоимений.

10

Определение 1 и 2 спряжения глаголов. Тренировочные упражнения.

11

Правописание ь в глагольных формах.

12

Диктант по повторению.

Р 13

Тестирование учащихся по русскому языку. Задания А и В.

14

Причастие. Суффиксы причастий.

15

Правописание н и нн в причастиях.

16

Разграничение причастий и отглагольных прилагательных (карточка-«цепочка»).

Р 17-18

Задание С. Сочинение  ИОТ

Р 19

Анализ сочинений

20

Слитное, дефисное, раздельное написание наречий.

21

Приставки не – ни в отрицательных наречиях.

Р 22

Работа над заданием В (по нескольким тестам). Разбор отдельных заданий.

23

Обращения. Вводные слова и предложения.

24

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Тире в БСП.

25

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающее слово при однородных членах.

26

Однородные и неоднородные определения.

27-28

Контрольное тестирование по русскому языку (один из вариантов теста по ЕГЭ).

29

Сложноподчинённое предложение. Разные виды придаточных предложений.

30

Сравнительные обороты с союзами как, что, будто, словно.

31

Прямая речь. Диалог.

Р 32-33

Контрольное сочинение-ИОТ


 

Приложение 3.

 План написания С-части «Информационная обработка текста»

 1. Вступление (1/8 текста) Автор, тема (необязательно), проблематика, вычленение одной проблемы.

 2. Основная часть: · Комментарии к одной из сформулированных проблем (или краткая передача содержания «вслед за автором» + необходимое цитирование) · Толкование проблемы в философском ключе · Позиция автора · Этически корректное свое мнение относительно выделенной проблемы (Согласен – не согласен) + аргументация (не менее 3-х аргументов) Аргументы :

Факты

Научные

Из жизни

Из литературы

Из истории

Аргументы

Ссылки на авторитеты

Истинные суждения

Пословицы, поговорки

Аксиомы, законы, крылатые выражения

Афоризмы


3. Заключение ( 1/8) · Данный текст помогает осознать значение….. (любви, дружбы, образования, научного открытия и …) · Хочется верить, что такие статьи помогают ( определить, выяснить, понять и …)




Приложение 5
.

                                                 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Изобразительные средства

Цель

Авторская пунктуация

Раскрывает авторское отношение к изображаемому объекту или явлению.

Оксюморон

Подчеркивает возникшие противоречия.

Антитеза

Усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с её помощью мысль.

Оценочная лексика

Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому объекту или явлению.

Парцелляция

Усиливает смысловые и эмоциональные оттенки чувств, событий.

Многосоюзие

Усиливает выразительность речи, подчеркивая отдельные слова.

Бессоюзие

Усиливает выразительность фразы, придаёт впечатление быстрой смены событий или картин.

Синтаксический параллелизм

Придаёт повышенную эмоциональную окраску речи

Риторические вопросы, обращения и восклицания

Передают взволнованность речи автора, различные его чувства.

Ирония

Имеет двойной смысл; истинным будет тот, который не прямо высказан.

Инверсия

Перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок.

Сравнение

Выделение существенных признаков может быть более выразительно при сопоставлении с чем-то более знакомым.

Олицетворение

Показывает характерный признак изображаемого предмета или явления.

 


Приложение 6.

 

                              ТЕКСТ ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С И ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)

Сочинение (черновой вариант) моего ученика, 2010

Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского Катерины Ивановны, начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен… На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное - одинокую старость. Дочь Катерины Ивановны, Настя, «вот уже четвертый год не приезжает – забыла, значит, мать». Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине. Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Какая? Всепрощающая, добрая, теплая… Доказывают это и художественные средства, которые помогают Паустовскому нарисовать образ Катерины Ивановны. За деталями ее одежды – «теплым салопчиком», «теплым платком», - как мне кажется, «кроется» теплота ее сердца; душевной же боли аккомпанируют метафоры «грустного» сада («сад облетел», «висел серп месяца»); искренность героини подчеркивает ее речь, наполненная экспрессивными повторами.
Таким образом, Паустовский не только пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями, но и, рисуя образ покинутой матери, старается вызвать наше сочувствие к героине. Я не соглашусь лишь с отождествлением Катерины Ивановны с идеалом, потому что проблема непонимания между поколениями вечна, и если каждую забытую мать называть идеалом, то идеалов будет слишком много. И потом, родители часто воспринимают даже уже выросших отпрысков как маленьких детей, которые всегда должны быть при них, забывая о том, что они сформировавшиеся личности, которым нужно строить собственную жизнь. Примеры этому - Самсон Вырин из пушкинского «Станционного смотрителя» и Кочубей из «Полтавы», которые, хоть и из благих намерений, пытались помешать своим дочерям обрести личное счастье. Хочется также добавить, что часто родители пеняют на нашу нечуткость, но забывают о том, что сами в молодости порой были невнимательными к старшим, чересчур независимыми. Я ни в коем случае не проповедую нашу полную независимость и свободу от старшего поколения, которые, несомненно, причиняют ему боль. Мы, молодые, должны в первую очередь относиться к нашим родителям по-человечески, стараться причинять им как можно меньше страданий и поддерживать в трудные минуты. Но и им, так часто говорящим о своих мудрости и опыте, следует научиться понимать нас.


Сочинение (черновой вариант) Нажиповой Айгуль, 2008 Задумывались ли вы когда-нибудь о старости? Люди моего возраста - в силу своей молодости - вряд ли! Да и зачем думать о том, что с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен. А вот люди постарше, конечно, задумывались. И с каждым годом жизни всё чаще и чаще. Почему так происходит? Ответ прост: каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, каждый из нас хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы. Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям. В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз». Паустовский преклоняется перед душевной стойкостью женщины, ее умением достойно переносить свое горе, но, главное, - перед неколебимой материнской любовью: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

Я полностью разделяю взгляд автора на эту проблему. Из года в год, из века в век люди сталкиваются с одиночеством, из года в год такие же, как Катерина Ивановна, говорят: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые одни ездят по магазинам, везя с собой очень тяжелые сумки, так как им некому помочь. С помощью телевидения в программе «Жди меня» очень многие пенсионеры разыскивают своих родственников, так как хотят быть нужными и любимыми. Им не хватает общения с близкими людьми. В заключении своего сочинения хочу сказать: если у вас есть дедушки и бабушки, старайтесь проводить с ними больше времени, перенимайте у них жизненный опыт и никогда не бросайте их на произвол судьбы. Пройдут годы, и мы тоже состаримся. И я надеюсь, что никто из нас не скажет: « Не дай вам бог…».



Сочинение (черновой вариант) Истомина Рината, 2008 В нашем мире существует большое количество так называемых "брошенных" родителей, которые уже не состоянии себе помочь. Конечно, дети иногда присылают деньги и раз в год приезжают в гости, но ведь этого отнюдь не достаточно. Именно о взаимоотношениях престарелых родителей и их детей пишет К.Г. Паустовский в своем произведении. Автор с горечью размышляет о том, что дети забывают родителей. А ведь старые люди словно дети - так же беспомощны. Но "Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость". Обычно пожилые люди не жалуются на свою жизнь. Казалось бы, они должны быть более капризными и требовательными. Но если они будут таковыми, то их дети будут приезжать к ним и присылать деньги только для того, чтобы отвязаться. Вспомним, что дочь "Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно". Мне кажется, из этого высказывания мы можем понять, что автор призывает нас не забывать родителей, потому что они могут умереть в любой момент, а потом мы будем очень горько сожалеть. Очевидно, что Паустовский сочувствует именно Катерине Ивановне, которую бросила дочь. Я полностью разделяю точку зрения автора. Если бы я писал рассказ на тему взаимоотношений отцов и детей, я бы выбрал ту же позицию, что и автор. Если задуматься, то можно понять, что во все времена был конфликт между поколениями. А что же происходит сейчас?
Некоторые люди безжалостно отдают своих родителей в пансионаты и дома для престарелых. Я считаю, что это отвратительно. После всего того, что они для вас сделали, - это ваша плата? Мое мнение подтверждает и тот факт, что во многих семьях мы можем увидеть ситуации, подобные описанной Паустовским. Мне также вспоминается история, услышанная от знакомых, о том, что они очень редко приезжают в деревню к своей маме, которой сейчас, должно быть, очень тяжело - у неё умер муж. Также можно добавить, что у меня есть еще один пример, - это моя соседка по дому. Её дети живут в другом городе и очень редко к ней приезжают. Я часто с ней разговариваю, и мне становится её жалко. Таким образом, автор призывает нас относиться к своим родителям намного лучше, чем мы делаем это сейчас.


Сочинение (черновой вариант) Свиридова Сергея, 2008 Между родными людьми существует незримая связь. Константин Георгиевич Паустовский в своём рассказе «Телеграмма» (откуда взят отрывок о Катерине Ивановне) рассуждает о проблеме разрыва этой связи. Дочь Катерины Ивановны по имени Настя «вот уже четвёртый год как не приезжает», живёт в городе. Она присылает деньги своей матери, но иногда с перерывами. «Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно». Паустовский глубоко сострадает женщине, на старости лет забытой своей дочерью, оставшейся «одной на белом свете». На мой взгляд, Настя сделала ошибку, оставив свою мать в одиночестве. Любому человеку тяжело жить, осознавая, что он никому не нужен. А ещё хуже, если между родными и близкими людьми разрывается связующая их ниточка. Катерине Ивановне и многого-то не требовалось. Она всего лишь хотела, чтобы дочка Настя навестила её. Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить всё её отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась Катерина Ивановна. Когда наши родители становятся престарелыми, то ответственность за их спокойную старость ложится на наши плечи. Теперь уже мы должны помочь им. И часто это не только помощь деньгами. Также необходимо внимание и общение. Константин Георгиевич Паустовский не единственный, кто задумывался над этой проблемой. Еще до Паустовского великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин создал повесть «Станционный смотритель», где описал схожую ситуацию, только вместо Катерины Ивановны, у Пушкина покинут дочерью Дуней Самсон Вырин. Но тем не менее он ее любит нежной родительской любовью. Другой яркий пример родительской любви - это картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». У отца было два сына; младший был любим, несмотря ни на что (он покинул отца, ушёл из дома). Рембрандт запечатлел момент возвращения блудного сына. Отец у Рембрандта счастлив, в отличие от героини Паустовского. Каждый из нас может оказаться на месте Катерины Ивановны. Поэтому мы должны любить и помнить наших родителей. Всем, чего достигает человек, он обязан своим родителям и воспитателям.