Главная Методика МО и ВКШ МО и ВКШ Современный урок. Требования к современному уроку (методические рекомендации)

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Современный урок. Требования к современному уроку (методические рекомендации) PDF Печать
Оглавление
Современный урок. Требования к современному уроку (методические рекомендации)
Типология уроков
Урок изучения нового материала:
Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков
Урок формирования умений и навыков
Урок применения знаний, умений и навыков
Урок повторения
Урок контроля и коррекции
Комбинированный урок
Все страницы

                                                      

                    Современный урок

                                                 Требования к современному уроку

                                            (Методические рекомендации учителю)

«Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».                  (Скаткин М.)

                     I.            Урок как целостная система.

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.


 

                                    II.       Типология уроков.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);

уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);

уроки обобщения и систематизации (3-й тип),

комбинированные уроки (4-й тип);

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

                                         Нетрадиционные формы урока:

ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт" межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.


 

                                               III. Структура уроков.

 

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Урок изучения нового материала:

первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой

мыслительной активности учащихся;

указание на то, что учащиеся должны запомнить;

мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти

материалами, смысловая группировка и т.п.);

первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения,

частичных выводов;

контроль результатов первичного запоминания;

регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные

промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том

числе и с дифференцированными заданиями;

внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для

приобретения новых;

частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная

оценка результатов запоминания и применения.


 

Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

сообщение учащимся цели предстоящей работы;

воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для

выполнения предложенных заданий;

выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

проверка выполненных работ;

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

задание на дом (если это необходимо).


 

Урок формирования умений и навыков:

постановка цели урока;

повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

проведение проверочных упражнений;

ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

упражнения на их освоение;

упражнения на их закрепление;

тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

упражнения на перенос в сходную ситуацию;

упражнения творческого характера;

итог урока;

задание на дом.


 

Урок применения знаний, умений и навыков:

организация начала урока (психологический настрой учащихся);

сообщение темы урока и его задач;

изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях

- по аналогии;

 

упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

творческое применение знаний и умений;

упражнение по отработке навыков;

домашнее задание;

итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.


 

Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

Урок повторения:

организация начала урока;

постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий,

умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности

(практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении,

нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок:

организационный момент;

вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной

темы или тем, сообщает цель и план урока;

выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и

письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих

обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе

обобщения фактов, явлений;

проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

формулирование выводов по изученному материалу;

оценка результатов урока;

подведение итогов;

задание на дом (не всегда).


 

                                              Урок контроля и коррекции:

Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку.

Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться,

так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять

или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и

пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили

работы; изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует

допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это

уходит следующий урок); определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей ихустранения и совершенствования знаний и умений.


 

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

организация начала урока;

проверка домашнего задания, постановка цели урока;

 

подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний

и практических и умственных умений;

изучение нового материала, в том числе и объяснение;

закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с

новым;

обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и

сформированными;

подведение итогов и результатов урока;

задание на дом;

подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы

(не всегда).

IV. Структурные элементы урока.

1.Организационный этап.

Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и

задачи урока.

Содержание этапа. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих

проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности

учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

Условия достижения положительных результатов. Требовательность, сдержанность,

собранность учителя; систематичность организационного воздействия;

последовательность в предъявлении требований.

Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность

организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение

учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная организация

процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая

направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее

целенаправленность.

Способы активизации на уроке. Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов,

консультантов о готовности класса к работе.

Ошибки, допускаемые при реализации. Нет единства требований к учащимся; не

стимулируется их познавательная активность.

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

Дидактическая задача этапа.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН.

Содержание этапа.

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. Условия достижения положительных результатов. Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.

Требования.

 Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.