Главная Экзамены ЕГЭ по литературе Урок- практикум « Изобразительно- выразительные средства в языке художественной литературы»

Православная педагогика

Баннер

Если бы была возможность выборая бы предпочел (предпочла) экзамен:,

Если бы была возможность выбора,я бы предпочел (предпочла) экзамен:
 

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Урок- практикум « Изобразительно- выразительные средства в языке художественной литературы» PDF Печать

Урок- практикум 

  « Изобразительно- выразительные средства в языке художественной литературы»

(3 часа)

Разработка учителя русского языка и литературы

Школы №1254 ВАО

Турабаевой О. В.

 

 

Учебная цель:  повторение, расширение и углубление знаний об основных литературных понятиях.

Развивающая: развитие умения анализировать поэтический текст с точки зрения художественных средств языка.

Воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову, чувство гордости, чуткого отношения к русскому языку, к русской поэзии.

 

Ход урока.

1.Слово учителя.

  Сегодня мы проведем урок – практикум, целью этого урока будет повторение и обобщение знаний по теории литературы, эти знания помогут вам выполнить задания части  В  ЕГЭ по литературе.

 

Структура урока - практикума следующая: каждой группе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и  информационные материалы по теме.  Учитель выполняет роль координатора, задача учеников - на основе  изученных материалов провести анализ предложенных отрывков (фрагментов) из художественной литературы, сделать заключение, (вывод) о целесообразности и приемлемости данных средств изобразительности  и их роли.

 

В системе функционально – стилевых разновидностей русского языка язык художественной литературы занимает особое место. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другая важная особенность-использование любых средств языка, если это нужно для создания художественного образа, для достижения той художественного образа, для достижения той художественной цели, которую ставит перед собой автор. Так, если научный, официально- деловой, публицистический или разговорный стили имеют определенный набор средств, которые принадлежат только им, то в стиле художественной литературы мы можем встретить языковые средства из любого из перечисленных стилей. Только при этом мы должны понимать, с какой целью автор использовал эти средства, какую роль они выполняют в  художественном произведении.

 Рассмотрим фигуры и тропы художественной речи

 ( информация на доске в виде схемы – кластера см. приложение 1)

К фигурам относятся синтаксические средства выразительности :

  • Риторический вопрос
  • Риторическое восклицание
  • Риторическое обращение

К лексическим средствам  выразительности относятся:

  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Эпитет
  • Сравнение
  • Олицетворение
  • Гипербола

Эти средства называют тропами. В переводе с греческого слово троп означает» оборот» Этим термином обозначают слово, употребленное в переносном значении.

Звукопись

 

 

Урок 1-2

Задание 1. Записать в виде таблицы прослушанную информацию.

Задание 2.Проблемный вопрос. Фамилия, какого автора записана на доске? Еао? Нкрсв?

Какой вывод можем сделать?

( вывод об изобразительных средствах и их роли).

Прочтите теоретический материал на  стр. 1-2 ( приложение 2) раздаточного материала, запишите

 необходимые определения, сделайте выводы и обобщения.

(Повторение начальных согласных – анафора, конечных согласных – эпифора).

Дополните таблицу изученными терминами. Выполним упр. 7 вместе. Для закрепления материала выполним упражнения 3-8 на стр. 5-6 раздаточного материала 

(задание дается группам).

Задание 3. Прочитайте информацию на стр. 3 сделайте выводы о том, кто первый подсказал поэтам рифму, кто подметил ее особенность? Запишите в тетради определение мужской и женской рифмы. Какую новую информацию узнали?  Определите вид рифмы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» и в отрывке из « Мцыри».

Задание 4. Вспомните определения тропов, запишите их в тетради.

Сравните свои записи с определениями на стр.3 раздаточного материала, записи

Исправьте.

Для закрепления выполни упр. 16-23, 24-29.

 

Урок 3.

1. В начале урока дается тестирование как диагностика усвоения темы.

2. Синтаксические средства выразительности речи.  Записать основные понятия.

3. Выполнить задания 30-31.

4. Рефлексия. С данными словами сочинить стихотворные тексты с использованием всех возможных средств изобразительности.

 

  1. Доска – тоска, домой – ногой.

 

  1. Дуб – зуб, молоко – далеко.

 

  1.  Дрова – трава, картошка – окошко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезисы

 

        Урок- практикум « Изобразительно- выразительные средства в языке художественной литературы» ставит своей целью повторение  и обобщение знаний по теории литературы для выполнения заданий части В ЕГЭ по литературе.

      Структура урока - практикума следующая: каждой группе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и  информационные материалы по теме.  Учитель выполняет роль координатора, задача учеников - на основе  изученных материалов провести анализ предложенных отрывков (фрагментов) из художественной литературы, сделать заключение, (вывод) о целесообразности и приемлемости данных средств изобразительности  и их роли. Для работы учащиеся имеют комплект раздаточного материала с теоретическими и практическими упражнениями. С целью закрепления материала проводится диагностическое тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Изобразительно – выразительности средства языка художественной литературы.

 

 

 

Синтаксические       Лексические        Ритмо- фонетические

  • ·         Риторический вопрос    

    ·         Риторическое восклицание

    ·         Риторическое обращение

     

    • Звукопись

     

    ·         Метафора

    ·         Метонимия

    ·         Синекдоха

    ·         Эпитет

    ·         Сравнение о

    ·         Олицетворение

    ·         Гипербола

     

     
  • Риторический вопрос    
  • Риторическое восклицание
  • Риторическое обращение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Практикум по литературе (теоретический материал)

 

Выразительные средства фонетики.

Аллитерация -  тип звукового повтора. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль, каждый звук несет определенную информацию. Шесть гласных фонем в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласным, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: Држвн, Бтшкв, Нкрсв.

 

Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.). В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются.. Так, в строках из «Полтавы» А.С. Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы.

        Свеча горела на столе, свеча горела (Паст.)

( здесь ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в; в первых двух строках повторяются губные; в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.)

Повторение начальных согласных в словах называется  анафорой (Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона… - Ес.).

При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом (- Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. - Цв.).

Повторение конечных звуков в словах называется эпифорой (Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… - Бальм.). Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной. При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются (Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. - Ес.).

Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры (Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, неизвестность, гибель впереди! - Бл.).

Один из стилистических приемов звукописи состоит в ограничении и даже исключении из текста слов с теми звуками, которые могли бы разрушить создаваемый художественный образ. Так, А.С. Пушкин, описывая танец балерины, почти не употребляет звук р:

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

         Другою медленно кружит…

В русской поэзии не единичны примеры подобного использования звукописи. Например, В.А. Жуковский в балладе «Людмила» так изобразил появление призраков:

Слышат шорох ночных теней:

В час полуночных видений,

В дыме облака, толпой,

Прах оставя гробовой

С поздним месяца восходом,

Легким, светлым хороводом

В цепь послушную свились…

Здесь явно преобладают глухие, шипящие, свистящие звуки; встречаются только три слова с раскатистым р. Поэт смог избежать и употребления слов с резким звуком ж, лишь один раз в отрывке звучит звонкий взрывной

 

Синтаксические средства выразительности :

 

Ри́фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. В то время как в аллитерации главная роль принадлежит согласным, а в ассонансе — гласным, полнота созвучия в рифме требует тождественности или, по крайней мере, слухового сходства целых слогов, начиная со звука с ударением.

Итак, первую версию по возникновению в человеческом обиходе рифм предложил А.С. Пушкин. Действительно, вполне возможно, что первым поэтам рифмы подсказало эхо.

  Ерунда – эхо будет: да; голубей – бей; монет – нет и т.п. В первом приближении рифму можно определить как совпадение в окончаниях слов последнего ударного гласного и последующих согласных звуков.

  Поэтому, слова «молотОк» и «сгУсток», «напЁрсток» не рифмуются, хотя у них и одинаковые окончания, а рифмой к слову «молоТОК» будет – «желТОК», «поТОК». 

  Но, оказывается, что некоторые гласные и согласные, хотя и различны, но звучат одинаково. Например, в словах: сновА – готовО; расскаОм – голубоглазЫм; ЛенскИй – деревескОй. Часто ОГО в конце слов читается как ОВО: слОВО – большОГО. Могут совпадать по звуку и согласные: глаЗ – кваС.

Определение рифмы: слуховое совпадение ударного гласного и последующих за ним согласных звуков в окончании слов.

  Особо следует сказать о звуковом совпадении согласных звуков. Это происходит, когда они находятся в самом конце слова. При этом совпадают губные согласные Б и П (дуБ – глуП), В и Ф (нраВ – граФ); зубные З и С (таЗ – кваС), Д и Т (завоД – живоТ); шипящие Ж и Ш (роЖЬ – воШЬ, муЖ – куШ); гортанные Г и К (моГ – коК). Иногда совпадают Г и Х (стиХ – достиГ).

  Возможно совпадение мягко и твердо звучащих звуков. РоЖь – ноЖ, ноЖ – воШь, чиЖ – молчиШь. Буква «с» в конце слов «клянусь», «пришлось», «привелось» произносится полутвердо-полумягко, поэтому ее можно рифмовать и с твердым «с» и с мягким. КлянуСь – груЗ; клянуСь – вкуС, клянуСь – РуСь, пршлоСь – броСь.

  Рифмы допускают несовпадение неударных гласных, но ударные должны совпадать обязательно. Исключение делается для составных гласных: А – ЙА (Я); О – ЙО (Ё); У – ЙУ (Ю); Э – ЙЭ (Е). Допускается сочетание: И – Ы. Но такие рифмы слабее по звучности: морОЗЫ – слЁЗЫ, утЮГ – вдрУГ и т.п., хотя и они могут придавать стихотворению определенную музыку.

            И ни души. Один лишь хрип,
    Тоскливый лязг и стук ножовый,
    И сталкивающихся глыб
    Скрежещущие пережевы.

                                                         (Пастернак)                                               

            И с бессмысленной улыбкой
     Вспять глядишь, жесток и слаб,
     Словно зверь, когда-то гибкий,
      На следы своих же лап.
        (Мандельштам)                              

Виды рифм     

Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.

  Односложные рифмы называются мужскими.

Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.

  Двухсложные рифмы называются женскими.

В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ. 

Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.

   Есть речи значенье
            Темно иль ничтожно,
            Но им без волненья,
            Внимать невозможно,
            Как полны их звуки
            Безумством желанья,
            В них слезы разлуки,
            В них трепет свиданья.
 (Лермонтов)
Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.

    Поздняя осень. Грачи улетели.
            Лес обнажился, поля опустели.
            Только не сжата полоска одна,
            Грустную думу наводит она.
(Некрасов)                                            

Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.

 После ударной гласной могут следовать и два слога: нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА. Такие рифмы называются дактилическими.

Дактилической рифмой связаны строки лермонтовской «Тучи»  («Тучки небесные, вечные странники….»). Но чаще встречается чередование дактилической рифмы с мужской.

 По вечерам над ресторанами
            Вечерний воздух дик и глух,
            И правит окриками пьяными,
            Весенний и тлетворный дух.
            Вдали над пылью переулочной,
            Над скукой загородных дач,
            Чуть золотится крендель булочной
            И раздается детский плач.
      (А. Блок)
                                   

 Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.

 Под насыпью, во рву некошенном,
            Лежит и смотрит, как живая,
            В цветном платке, на косы брошенном,
            Красивая и молодая.
            Бывало шла походкой чинною
            На шум и свист за ближним лесом,
            Всю обойдя платформу длинную,
            Ждала, волнуясь под навесом.
         (А. Блок)                                                               

 Влияние вида рифм на музыку стиха хорошо видно на примере стихотворений одного размера (ямба).

        «Мцыри» Лермонтова построено на мужских рифмах:

 Ко мне он кинулся на грудь;
            Но в горло я успел воткнуть
            Мое оружье… Он завыл,
            Рванулся из последних сил,
            И мы, сплетясь как пара змей,
            Обнявшись крепче двух друзей.
            Упали разом, и во мгле
            Бой продолжался на земле.

 

А стихотворение Брюсова «Городу» - на чередовании мужской и женской рифм.

  Царя властительно над долом,
              Огни, вонзая в небосклон,
              Ты труб фабричных частоколом
              Неумолимо окружен.
            Стальной, кирпичный и стеклянный,
              Железом проволок обвит,
            Ты – чарователь непрестанный,
            Ты – неслабеющий магнит.
              Драконом хищным и бескрылым
            Засев, ты стережешь года,
              А по твоим железным жилам
               Струится газ, бежит вода.

  Сравнив приведенные примеры, можно сделать вывод, что мужские рифмы создают впечатление напора, силы. Дактилические звучат как похоронный марш. Промежуточное положение занимают женские рифмы.

  Обычно считается, что применение одного вида рифм приводит к однообразию, поэтому рекомендуется их чередование.                

Чередование рифм

  В поэзии наибольшее распространение получили перекрестная рифмовка, когда первая строчка рифмуется с третьей и вторая с четвертой и замкнутая – первая строка рифмуется с четвертой и вторая с третьей.

 Смотри, как облаком живым
            Фонтан сияющий клубится,
            Как пламенеет, как дробится
            Его на солнце влажный дым.
            Лучом поднявшись к небу, он
            Коснулся высоты заветной
            И снова пылью одноцветной
  (Тютчев)                                           

 

  Однако встречается и более сложная рифмовка строк. Они могут рифмоваться парами, тройками.

 Красный огонь,  расступись,   расступись,
            Красный огонь,  взвейся в темную высь,
            Красный огонь, расступись,  расступись.

 Лживую куклу в цепи золотой,
            Лживую куклу пронзаю иглой,
            Лживую куклу в цепи золотой.
   
                                                                  ( В.Брюсов)

 Беспредельна даль поляны,
            Реет, веет стяг румяный,
            Дионисом осиянный.

И взывает древле дико
            Яркость солнечного лика,
            Ярость пламенного крика.
           (Городецкий)                               

 

Строка в стихотворении называется ритмической фразой. Несколько ритмических фраз, составляющих нечто музыкально-законченное, называются строфой. Строфа может быть двустишием, трехстишием. Самый распространенный вариант – четырехстишие.  Но встречаются и более сложные конструкции.

 

Пятистишие.

 Где-то за темной далью
            Грозно зыблемой воды
            Берег вечного веселья,
            Незнакомые с печалью
            Гесперидовы сады.

 

  Жизнь отдай во власть теченья,
            И оно прибьет твой челн
            Там, где словно ожерелья
            Многоцветные каменья
            Поднялись над пеной волн.

                                                      ( В.Брюсов)                                                      

Шестистишие.

 Однажды в октябрьском тумане
            Я брел, вспоминая напев.

           (О, миг непродажных лобзаний,
            О, ласки некупленных дев!)
            И вот в непроглядном тумане
            Возник позабытый напев.

 И стала мне молодость сниться,
             И ты, как живая и ты…
             И стал я мечтой уноситься
             От ветра, дождей, темноты…

             (Так ранняя молодость снится,
             А ты-то вернешься ли ты?)

                                                            (А. Блок)      

 Напомним, что «Евгений Онегин» написан четырнадцатистишиями. Часто встречаются в творчестве Пушкина и октавы, триолеты, терцины, сонеты.

Например, в октавах Пушкин рифмовал первую строчку с третьей и пятой, вторая с четвертой и шестой, а седьмая с восьмой.

   У нас война. Красавцы молодые,
                Все хрипуны (но хрип ваш приумолк),
            Сломали-ль вы походы боевые?
              Видали-ль в Персии ширванский полк?
                Уж люди – мелочь, старички кривые, 
                А в деле всяк из них, что в стаде волк.
                Все с ревом так и лезут в бой кровавый:
                Ширванский полк могу сравнить с октавой

 

Выразительные средства лексики

Тропы (греч. tropos - оборот) Многие  слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выражениях: человек улыбается, - идет, - хмурится, все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: утро улыбается, дождь идет, погода хмурится, глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Все вообще слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, и называются тропами.

Виды тропов. По различию оснований для употребления слов в несобственном смысле, тропы делятся на несколько видов:

а) метафора,

б) аллегория,

в) олицетворение,

г) метонимия,

д) синекдоха,

е) гипербола,

ж) ирония.

Метафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов. Напр.: звуки текущего ручейка напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет. Таким путем в метафоре переносятся: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); напр.: лес призадумался, совесть скребет сердце, б) или свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный. Напр.: железный человек, черствая душа.

     Метонимией называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Напр.:

  1. Причина вместо следствия: огонь истребил деревню
  2. Орудие вместо действия: какое бойкое перо!
  3. Автор - произведение: читаю Пушкина
  4. Владелец - собственность: сосед горит!
  5. Материал - вещь: весь шкаф занят серебром; "не то на серебре, на      золоте едал" Содержащее - содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел.

     Синекдохой называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между частью и целым, единственным и множественным числом, определенным и неопределенным, между родом и видом. В речи и употребляется:

 а) часть вместо целого: семья состоит из пяти душ, "Уж постоим мы головою за родину свою".
            б) единственное число вместо множественного и наоборот: "Отсель грозить мы будем шведу", неприятель показался.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана...  (Лермонтов)
"Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество
других верных сынов России... стекаются, ополчаются, гремят и Москву от
бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают." ("Опыты" - Перевощикова)

в) определенное вместо неопределенного: "Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов"; по поверхности степи брызнули миллионы разных цветов.
            г) род вместо вида: "Прекрасное светило простерло блеск свой по земле"

Эпитет (От  греч. epitheton – приложение) 

     Эпитет  – это троп, который в лирической поэзии и художественной прозе является метафорическим определением. Иначе говоря, эпитет – эта метафора, которая называет не предмет художественного отображения, а признак этого предмета. Больше ничем другим эпитет не отличается от метафоры.

В эпической поэзии эпитетами считаются застывшие определения (постоянные эпитеты),  например, розовоперстая Эос, хитроумный Одиссей, быстроногий Ахилл, шлемоблещущий Гектор  у Гомера.

Качество эпитета (как и метафоры) оценивается его новизной и емкостью –

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Этим стихам Лермонтова очень не повезло. Некоторые комментаторы считают, что в них три эпитета: «немытая», «голубые» и «преданный». «Голубые» здесь не является самостоятельным словом: «мундиры голубые» - это жандармы, носившие форму голубого цвета. То есть перед нами метонимия. 

Выдающийся стиховед Л.И.Тимофеев как-то обмолвился, что "в широком смысле слова эпитетом является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-либо понятие. В этом смысле эпитетом является любое прилагательное".

 

Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны. (Народная песня)
Олицетворение зимы:
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...  (Державин)
 
Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...  (Кольцов)

Гипербола и литота. Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:

Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.

Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).

Какие крохотные коровки!

      Есть, право, менее булавочной головки! (Крылов)

Ирония. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью...

Сарказм - язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. У Пушкина в "Борис Годунов" Шуйский говорит о Борисе:

Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача, и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?…
М.Ю. Лермонтов
Р. в. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению. Р.в. используется в поэтической и ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а также в разговорной речи.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания:

"Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре) (Н.В. Гоголь).

Риторическое обращение (апострофа) относится не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Это может быть неодушевленный предмет, отвлечённое понятие, отсутствующее лицо:

Цветы, любовь, деревня, праздность, / Поля!  Я предан вам душой (А.С. Пушкин)

Юноша бледный со взором горящим, / Ныне даю я тебе три завета… (В. Брюсов) 

Инверсия. Для придания языку литературного произведения большей выразительности используются специальные средства поэтического синтаксиса, называемые фигурами поэтической речи. Помимо повтора, анафоры, эпифоры, антитезы, риторического вопроса и риторического обращения, в прозе и, особенно - в стихосложении достаточно часто встречается инверсия (лат. inversio - перестановка). Использование данного стилистического приема основано на необычном порядке слов в предложении, что придает фразе более выразительный оттенок. Традиционное построение предложения требует следующей последовательности: подлежащее, сказуемое и определение, стоящего перед обозначаемым словом: «Ветер гонит серые облака». Однако данный порядок слов характерен, в большей степени, для прозаических текстов, а в поэтических произведениях часто возникает необходимость в интонационном выделении какого-либо слова
Классические примеры инверсии можно встретить в поэзии Лермонтова: «Белеет парус одинокий/ В тумане моря голубом...». Другой великий русский поэт Пушкин считал инверсию одной из главных фигур поэтической речи, причем нередко поэт использовал не только контактную, но и дистанционную инверсию, когда при перестановке слов между ними вклиниваются другие слова: «Покорный Перуну старик одному...».
Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины. В прозаических произведениях инверсия служит для расстановки логических ударений, для выражения авторского отношения к героям и для передачи их эмоционального состояния.

Градация (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Различается два вида градации - климакс (подъем) и антиклимакс (спуск).

 

Климакс - одна из популярных фигур русской поэзии, в которой слова и выражения в фразе расположены в порядке их возрастающего значения. Например:

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

(С.А. Есенин)

 

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

минута - и стихи свободно потекут.     

                                   (А.С. Пушкин)

 

Антиклимакс - фигура, в которой слова и выражения расположены по силе интонации и по смыслу в нисходящем порядке. Например:

 

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам;

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.(О.Г.Бергольц)

 

Антитеза (редко антитезис; риторическое противопоставление; др. - греч. ἀντίθεσις — Противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом

Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях:

При сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

—                                ( Пушкин А.С.)

Когда понятия или образы в совокупности выражают нечто единое

Я — раб, я — царь; я — червь, я — бог.

                                     ( Державин Г. Р.)

Сегодня — трезво торжествую,
завтра — плачу и пою.

                                                 ( Блок А. А.)

Здесь антитеза выражает понятие человека, как существа контрастного, антитетического по своей природе. Такого же порядка антитеза:

И девы-розы пьем дыханье, быть может, полное чумы

                                   ( Пушкин А. С.)

Когда необходимо оттенение другого образа, который стоит в центре внимания

Где стол был яств,
            Там гроб стоит.

                                     (Державин Г.Р.)

Но ненавистны полумеры,
            Не море, а глухой канал,
            Не молния, а полдень серый,
             Не агора, а общий зал.

                                     ( Брюсов В.Я.)

Когда необходимо выразить альтернативу

Вам все равно с чего бы ни начать, с бровей ли, с ног ли

                                       ( Пушкин А.С.)

Оксюморон, оксиморон (др. - греч. οξύμωρον — «Острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Оксюморон часто встречается в поэзии

И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум по литературе (упражнения для закрепления)

Упражнение 3. Найдите в текстах повторяющиеся ударные звуки. Какие звуковые образы создают эти повторения?

1.О, весна — без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю...

(А.А. Блок)

2.Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звезды блещут.

(А.С. Пушкин)

3.И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.

             (А.А. Блок)

Упражнение 4. Найдите в текстах повторяющиеся согласные. Какие звуковые образы создают эти повторения?

1. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев)

2. Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.

(А.С. Пушкин)

3. Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума...

(С.А. Есенин)

Упражнение 5. Найдите в текстах повторяющиеся согласные. Какие звуковые образы создают эти повторения?

1. Я вольный ветер, я вечно вею,

    Волную волны, ласкаю ивы,

     В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

     Лелею травы, лелею нивы.    (К.Д. Бальмонт)

 

2. Безмятежные, свободные,
Миру чуждые, холодные
Звезды призрачных небес. (К-Д- Бальмонт)

3. В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.

Шел дождь — и капли с крыши

Стекали по стене. (К.Д. Бальмонт)

4.     Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Д. Бальмонт)

5.  Полночной порой камыши шелестят,

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. (К.Д. Бальмонт)

Упражнение 6. Расскажите, что вы узнали об аллитерации, используя ключевые слова и словосочетания.

Упражнение 7. Придумайте предложения, в которых с помощью повторе­ния согласных попробуйте передать шум метели, свист пуль, бег паровоза и т.д.

Упражнение 8. Найдите в текстах слова, передающие звучание различных голосов природы, предметов и т.п.

1. Тихо тенькает синица
Меж развесистых ветвей.(С.А. Есенин)

2.  И вот когда они проходили мостиком у старой школы, с которого, если бы не Денис Иванович, дедок не преминул бы оступиться впотьмах, в это время и долетел до серпилок странный
перезвон.

—  С-слышишь? — навострился дедок и поднял палец. Постояли, послушали: из-за темных осенних садов, из глухой

полевой темени еще отчетливей, чем прежде, доносилось: «Дон-дон-ди-линь-дилинь».

—  Ей-бо, в кузне это, — определил Кондрат.

(В.М. Шукшин)

Упражнение 16. Найдите в текстах имена существительные, употреблен­ные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

1.Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.

(А.А. Фет)

2.Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща.

(Саша Черный)

3. Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо по­летели тысячи маленьких холодных пуль (В.М. Шукшин).

Упражнение 17. Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите созда­ваемые ими образы.

1. Россия! В злые дни Батыя

  Кто, кто монгольскому потопу

  Возвел плотину, как не ты? (В.Я- Брюсов)

2. «Золото, золото падает с неба!»

 Дети кричат и бегут за дождем...

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

  В полных амбарах душистого хлеба! (А.Н. Майков)

3.Топи да болота, синий плат небес.  (С.А. Есенин)

4. Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр (В.М. Шукшин).

5. Ель рукавом мне тропинку завесила.  (А.А. Фет)

Упражнение 18. Расскажите, используя ключевые слова и словосочета­ния, что вы узнали о метафоре

Упражнение 19. Найдите в текстах слова в переносном значении. Объяс­ните, почему такой перенос оказался возможен.

1.Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом —люди согреваются (В.М. Шукшин).

2. Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели (Ю.К- Олеша).

3.Я три тарелки съел (И.А. Крылов).

Упражнение 20. Найдите в текстах примеры метонимии, объясните, поче­му возможен такой перенос.

    1. Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом.

(А.А. Фет)

2.Не то на серебре — на золоте едал.(А.С. Грибоедов)

3.Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит.(А.С. Пушкин)

 

Упражнение 21. Найдите в текстах примеры синекдохи. Объясните ее употребление. Объясните значение слов со звездочками, используя толковый словарь.

     1. С вечера все спится, На дворе темно, Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.(А.А. Фет)

 2. Что с Вами, синий свитерок? В глазах тревожный ветерок. (А.А. Вознесенский) .

 3.На одном диване лежит поручик в папахе  и спит... — Вста­вите! — будит доктор папаху (АЛ. Чехов).

 4.  Контрабас  пил чай вприкуску, а флейта — внакладку {А.П. Чехов).

 5. Борода! Что ты все молчишь? (А.П. Чехов.)

 6. А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснитель­ные и оправдательные записки были шедеврами . Он был известное перо  в губернии (И.А. Гончаров).

7. Скажите: скоро ль нам Варшава [т.е. Польша. — Авт]
Предпишет гордый свой закон? (А.С. Пушкин)

8.Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне. (А.С. Пушкин)

Упражнение 22. Найдите в текстах определения, которые не просто называ­ют какой-либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью.

  1. Побледневшие, нежно-стыдливые, Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг них шелестят камыши. (/СЛ. Бальмонт)

2. Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой. Ручей журчит во мгле долины — Вдали гремит весенний гром, Ленивый ветр в листах осины Трепещет пойманным крылом. (И.С. Тургенев)

   3. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин)

Упражнение 23. Найдите в примерах эпитеты, определите их роль. С каки­ми известными вам фигурами они перекликаются.

1. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побу­ревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и об­ласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести (А.П. Чехов). 2. Холодное, темное и глухое утро. Мороз винтовочными выстрела­ми то и дело бухает в скрипучих постройках (В.И. Белов). 3. Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен (А. Платонов).

4. Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.

Бледный, бледный луг цветущий,

Мрак ночной, по нем ползущий,

Отдыхает, спит.(А.А. Блок)

5. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной. (С.А. Есенин)

6. В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке (И.С. Шмелев).

7 . Пap полуденный, душистый поднимается с земли...

        Что ж за звуки в серебристой

           Все мне чудятся дали? (А.Н. Майков)

8.На трепещущие листья

Капли крупные летят,

 И печальных сосен кисти

 Чуть кивают ветру в лад. (Саша Черный)

9. Куда ни обращаю взор,
Кругом сияет мрачный бор
И день права свои утратил.
В глухой дали стучит топор,
Вблизи стучит вертлявый дятел. (А.А. Фет)

10.О! Сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей
Великодушных, благородных

И неподкупно верных ей.

Упражнение 24. Найдите в текстах сравнения.

1. Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

(А.А. Фет)

2. А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят... И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных Нетерпеливо прошумит.

(И.С. Тургенев)

3. Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьется огонек. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылек.

(А.А. Фет)

4. Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли точно в клетке золотистой.

(А.Н. Майков)

Упражнение 25. Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.

 

1. Надо мной

Между березой и сосной

 В своей печали бесконечной

 Плывут, как мысли, облака,

Внизу волнуется река,

Как чувство радости беспечной.

(Н.М. Рубцов)

2. Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату , и в ней суетятся золотинки (И.С. Шмелев).

 

3. Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший —
Не видать в пыли! (А.А. Фет)

4. Что россов та была падения причина —
Была пучком завязана лучина;
Колико руки не томить,

Нельзя пучка переломить.

Как россы, так она рассыпалась подобно,

И стало изломать лучину всю удобно.(А.П. Сумароков)

5.     Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег(Л.Я. Чехов).

6.     Воздух там чист, как молитва ребенка;

И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.(М.Ю. Лермонтов)

7.Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес. (Н.А. Некрасов)

    8. Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. (М.Ю. Лермонтов)

9. Нос, загнутый, словно клюв совы (М. Горький).

10.Молодой месяц — точно золотой серп (А.В. Кольцов)

 

Упражнение 26. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1.         Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А.А. Фет)

2.         Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат — осенней ночи ждут. (И.А. Бунин)

3.         В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь (И.С. Шмелев).

 

Упражнение 27. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употреб­ление и выразительную роль.

1.            Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.(СЛ. Есенин)

2.           Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.(А.С. Пушкин)

3.           Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы.(А.А. Фет)

4. Светило солнце ласково,
Дышало утро раннее
Прохладой, ароматами
Косимых всюду трав...(НЛ. Некрасов)

5. На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней.(А.А. Фет)

6. Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей...Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то сво­ими верхушками или ждет чего-то (А.П. Чехов

 

Упражнение 28. Найдите в текстах примеры преувеличений.

1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов (А.П. Чехов).

2. Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье.
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...(М.Ю. Лермонтов)

3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.В. Гоголь).

 

Упражнение 29. Найдите в текстах примеры такого преуменьшения, объясните его выразительную роль.

1. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (НА. Некрасов).

2. И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок!

 (Н .А. Некрасов)

 

Упражнение 30. Найдите в текстах примеры соединения противополож­ных, несовместимых понятий.

1. Таинственно шумит лесная тишина, Незримо по лесам поет и бродит Осень... Темнеет день за днем, — и вот опять слышна Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен. (НА. Бунин)

2.С того часу начались для Ильи сладостные мучения, светло опаляющие душу (И.С. Шмелев).

3.В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет... (СА. Есенин)

 

Упражнение 31. Найдите оксюморон в следующих текстах. Объясните его значение и выразительную роль.

1.В тревожно-радостном полусне я слышу это, все торопящееся кап, кап... Радостное за ним стучится, что непременно будет, и оно то мешает спать... кап-кап... кап-кап-кап... кап-кап...                                                   (И.С. Шмелев.)

2.Любуясь месяцем, оглядывая даль,
Мы чувствуем в душе ту тихую печаль,
Что слаще радости...

Откуда чувства эти?   (Н.А. Некрасов)

3. Убогая роскошь наряда.             (НА. Некрасов).

4.  Есть тоска веселая в алостях зари.  (С.А. Есенин). 

5. Кому сказать, с кем поделиться
   Той грустной радостью, что я остался жив       (С.А.Есенин)

6..Звучит земля — последнее оружье —
Сухая влажность черноземных га...(О.Э. Мандельштам)

 

7. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.(А.С. Пушкин)

 

Приложение 4

Вариант    1 Выберите правильный ответ:

1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока  последний раз... (Е. Замятин).

а) метафора              б) гипербола              в) метонимия

2) Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в лето... Фруктовый ларек торговал и для больных тоже — но мои ссыльные копеечки поеживались от цен. (А. Солженицын).

а)синекдоха             б) олицетворение                 в)аллегория

 

3)          То стынешь

в блеске лунного лака,

То стонешь,

облитый пеною ран.

(В. Маяковский)
а) аллитерация                              б)ассонанс                              в)анафора

 

4)  В пыли влачусь — ив небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

а) оксюморон                   б) антонимы                    в) антитеза

5)  Пусть заполнится годами

жизни квота,

стоит

только

вспомнить это диво,

раздирает

рот

зевота

шире Мексиканского залива.

(В. Маяковский)

а)гипербола                б)литота                     в) олицетворение

 

 

Вариант    2

Выберите правильный ответ:

1)  Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, каза лось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. {Б. Пастернак).

а) эпитет                      б) сравнение                          в) метафора

2) И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию в крови. (К. Батюшков).

а) метафора               б) олицетворение       в) гипербола*

3)  Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной.

(А Чехов).

а) параллелизм            б) градация                         в) эпифора

4)  Потребовались героические усилия воли, чтобы рожденный в приниженном, скопидомном быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошельком,
мог выработать в себе такую великолепную волю. (А. Чехов).

а) литота                     б) метонимия                     в) сравнение

5)                  Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль.

(М.Ю. Лермонтов)
а) антитеза                            б) оксюморон                            в) эпитет

Вариант   3

 Выберите правильный ответ:

1)             Мы любим все — и жар холодный чисел,

И дар божественных видений.

(А. Блок)

а) антитеза                 б) оксюморон                        в) градация

2)       Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.

(С. Поделков)

а) анафора                    б) сравнение            в) параллелизм

 

3)       Дух бродячий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.

(С. Есенин)

а) эпитет         б) риторическое обращение     в) ирония

 

4) Там, где несколько аллей стекались в одну, белел большой алебастровый Сталин с каменной усмешкой в усах.

(А. Солженицын)

а) эпитет                   б) метонимия                            в) метафора

 

5)  При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!

(Ф.М. Достоевский)

а) метонимия                б) градация                      в) аллегория