Главная Методика Русский язык Идеи развивающего обучения Л. Занкова на уроках русского языка и литературы в среднем звене. (материал заимствовал из интенета)

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Идеи развивающего обучения Л. Занкова на уроках русского языка и литературы в среднем звене. (материал заимствовал из интенета) Печать

Идеи развивающего обучения Л. Занкова на уроках русского языка и литературы в среднем звене.

 

 

 

Каждый день я подхожу к порогу школы. Чего я жду от наступающего рабочего дня? Наверное, многого. Хочу быть понятой моими учениками, хочу понимать каждого из них, хочу успеха на каждом уроке. Я учитель русского языка, а когда-то, в схоластически сжатые средние века, грамматика изображалась с ножом в правой руке  - для подчистки ошибок и с розгой в левой – дабы наказывать лентяев. Суровая наука – ничего не скажешь. Но я хочу, чтобы мой предмет стал для детей любимым, чтобы каждый шел на урок с радостью, с открытым сердцем. Этого я хочу. А могу ли? Какой я учитель? Такой, каким меня ждут? С чем я иду к детям, что несу в себе? Но это уже не минутное раздумье.


30 лет работаю и все больше убеждаюсь  в истинности этого утверждения М. Цветаевой. Жизнь сложилась так, что я более 10 лет работала в педагогическом училище, руководила педагогической практикой студентов, преподавала русский язык, литературу и методику преподавания этих предметов в школе. Посетила немало уроков учителей, работающих по разным методикам (Эльконина, Давыдова, Занкова). Базовой для проведения практики была школа № 3. Меня заинтересовала методика, разработанная Леонидом Владимировичем Занковым, которую справедливо называют методикой развивающего обучения. Она, по словам Занкова, предполагает «формирование и развитие субъекта обучения», т.е. ребенка, «желающего и умеющего учиться».


Меня привлекла эта методическая система прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи, которые волнуют учителей, а именно: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске, как сделать учение радостным.


Данная система предполагает развитие не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон личности – внимания, памяти, воображения, - а как общее ее развитие. Под общим развитием личности понимается развитие разных сторон психики, составляющих ее основу: развитие воли, ума и чувств; не только усвоение, но и переработка знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности: логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. В свою очередь, развитие ума связано с развитием воли – умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение. И, наконец, развитие эстетических чувств, нравственных, интеллектуальных качеств. Все это составляет духовное богатство человека.


Система Занкова отличается верой в каждого ребенка, в его силы. При этом учитывается, что развитие ребенка идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно, в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей высшей нервной системы, его небольшого жизненного опыта. Развивающая система принимает ребенка таким, каков он есть.


Я изучила теоретические основы, принципы развивающего обучения, которые сохраняются и в среднем звене школы: высокий уровень трудности предлагаемого учебного материала, быстрый темп обучения без «пережевывания» того, что уже известно детям, разнообразие методов, приемов, форм работы.


Изучить-то изучила, а смогу ли? Жизнь распорядилась так, что я стала работать в школе № 3 и мне дали пятые классы, обучавшиеся в начальной школе по этой системе (учителя Мартынова Е.М, Фасхутдинова Л.П.).  Основную школу относят ко второй ступени образования. Первая ступень – начальная школа. Первая – это фундамент. Вторая – стены. И стены эти надо выложить ровно. И имела ли я право продолжать традиции, сложившиеся в этих классах, а значит, и реализовать цели развивающего обучения, конечно, сообразно возрастным и физиологическим особенностям детей? Тем более, что на первых уроках, которые я провела, дети поразили меня своей раскованностью, открытостью, умением думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения  («Я считаю…», «Я думаю…», «Хочу добавить…», «Хочу возразить…», «Я не согласен»). И вот урок повторения в 5 классе по теме «Имя прилагательное». С чего начать? Что такое прилагательное? Каковы его морфологические признаки? Какие окончания пишутся?


Но ведь основные морфологические признаки имени прилагательного уже известны, значит, дальнейшим этапом работы должно стать углубление знаний, осмысление их учащимися.

 
Предлагаю детям ответить на вопрос: в чем отличие прилагательного от существительного и обосновать ответ.


Это задание предоставляет учащимся возможность сравнить эти части речи, выявить особую роль прилагательных в словосочетаниях с существительными, обратить внимание на то, что у имени прилагательного нет постоянных категорий рода, числа, падежа.


С целью развития и обогащения речи учащихся при изучении темы «Краткие прилагательные» я посвятила урок тренировочным упражнениям по употреблению этих прилагательных в устной и письменной речи.


Попросила детей составить и записать предложения с краткими прилагательными, уместными в следующих ситуациях:


· Что вы скажете, встретив неожиданно приятеля, которого давно не видели? Ответ: Как я рад встрече.
· В автобусе, когда надо передать деньги за проезд? (Будьте добры, любезны).
· Вы любуетесь весенним лесом, не можете скрыть своих чувств (Я очарован(а)).


Эти задания расширяют рамки изучаемой темы, не ограничивают ее только рамками правописания, перечисления морфологических признаков.


Пятиклассники как бы заново открывают для себя особую роль прилагательного: оно оживляет существительное, делает понятным то, что выражено существительным.


Когда мы подходим к правописанию, задаю вопрос:
- Мы много говорили о морфологических признаках прилагательных, о том, что они обозначают, какова их роль в речи. Можно ли ограничиться только этими сведениями о прилагательных? (Нет, надо знать как они пишутся).
 - Но ведь прилагательных много, каждое изучать в отдельности? (Делаем вывод: нет, не каждое. Существуют определенные закономерности, они касаются всех прилагательных).
- Какие это закономерности? (Например, правописание падежных окончаний, «н» и «нн» в прилагательных и др.) Все это помогает детям обобщить материал, проникнуть вглубь теории языка.


Таким образом, знания по этой теме базируются на сравнении, обобщении, переосмыслении уже имеющихся знаний.


Занков замечал, что нельзя изучать одну часть речи, не сравнивая ее с другими.
Все мы прекрасно понимаем, что урок русского языка – это каждодневная тренировочная работа. И я стараюсь строить свои уроки так, чтобы мне самой было интересно.
Я начинала работать в школе № 9 и благодарна учителям за то, что научили каждый урок делать тематическим, чтобы слова, предложения, тексты были объединены одной темой. Это трудно, но возможно.


Например, предстоял урок русского языка в 5 классе - повторение раздела «Части речи». А перед этим с ребятами провели турпоход. Урок я решила построить на впечатлениях детей от турслета.
Задаю учащимся вопросы:
1) Какие предметы окружали нас на турслете? (палатка, рюкзаки, гербарий)
2) Что на турслете делали? (Соревновались, участвовали, тренировались, объединялись).
3) Какой был день? Как вы себя проявили? (Радостный, праздничный, мы были ловкими, смекалистыми).
4) Как вы себя ощущали? (Радостно, весело, прекрасно).
5) Сколько человек участвовало в слёте? Сколько было девочек? (Тридцать два, двадцать пять).


Не преподношу материал готовым, а пытаюсь выяснить всё вместе с детьми. Слова записываем в столбики.
- Кто догадался, почему разделили эти слова по столбикам?
- К какой части речи отнесёте эти слова? Почему? Докажите.
Таким образом, повторяем признаки существительного, прилагательного, глагола и др.
- Что нужно знать, чтобы определить, к какой части речи относится слово? (Сразу три фактора: лексическое значение, грамматические признаки, синтаксическую роль).


Такой подход к изучению темы создаёт определённый эмоциональный настрой у пятиклассников, активизирует их мышление.

- Как вы думаете, какую роль выполняют части речи в предложении?
Это задание помогает ребятам выстроить связь между двумя разделами грамматики: морфологией и синтаксисом. Ведь для многих детей понятия «части речи» и «члены предложения» – одно и то же.


Развивающее обучение немыслимо без работы над словом. Оно, слово, является основой научения, было и будет двигателем развития личности. Поэтому не представляю себе урока русского языка и литературы без пополнения словарного запаса учащихся и работы на уроке над словом. Это расширяет кругозор детей, их познавательную активность.


В 2001 году жители нашей области в октябре избирали депутатов в Законодательное собрание. Проходила кампания по выдвижению кандидатов в депутаты, и я не могла пройти мимо этого события. В это время в 8 классе предстояло изучение темы «Простое глагольное сказуемое». Работу на уроке, дидактический материал я посвятила этому событию. Ребята рассказали о том, что они знают из уроков истории. Целью было развитие устной речи. Затем словарная работа. На доске записаны слова с пропущенными орфограммами:
законодательное собрание
кандидат
депутат
кампания
большинство
меньшинство.


Закрепляется навык работы со словарём. Слова были включены в связные тексты, использованные на этом уроке. Так, в работе по предупреждению ошибок в постановке тире между подлежащим и сказуемым были использованы такие предложения.
В нашей области проходит кампания по выдвижению кандидатов в депутаты Законодательного собрания.


Кандидаты – это лучшие представители трудящихся и интеллигенции нашего города.
Улучшить жизнь народа – вот цель их предвыборных программ.


После объяснения новой темы закрепление проводила следующим образом: группа учащихся работала над упражнением из учебника, списывая предложения, выделяя в них грамматическую основу, определяя тип сказуемого, морфологический способ его выражения.


Второй группе учащихся я дала задание творческое: составить текст, используя в качестве простых глагольных сказуемых фразеологические обороты:
дать обещание
отдавать предпочтение
внести предложение
одержать победу


Один из принципов развивающего обучения – осознанный подход к овладению знаниями. Осознанному подходу учащихся к овладению учебным материалом, повышению эмоционального настроения, развитию их познавательной активности способствуют обобщающие уроки.
На таких уроках дети выполняют задания на сопоставление, анализ, обобщение, умение делать выводы.


Большое внимание уделяю проблеме дифференциации обучения. Я, наверное, не изобрела в этом ничего нового. Условно делю учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также сформированности познавательной деятельности на группы. Принцип высокого уровня трудности не был бы таковым, если бы обучение не строилось на основе предоставления широких возможностей для индивидуального развития каждого учащегося. В учебнике русского языка для 7 класса в разделе «Причастие» есть упражнение с таким заданием: даны глаголы, объединенные темой «Игра в футбол» (играть, забивать, обойти, догнать, попасть в ворота). Образовать от них причастия. Задание дифференцирую.


I группе – образовать причастия, выделить в них суффиксы.
II группе – составить с причастиями словосочетания.
III группе (сильная) – составить текст, включив в него эти причастия.


Часто даю учащимся задания с алгоритмическими предписаниями. Предлагаю самостоятельно составить схему, представить в ней материал.


Например, на этапе закрепления и систематизации изученного материала по теме «Не с существительными, прилагательными, наречиями и глаголами» даю задание группе сильных учащихся:
1. Составить текст на тему «Охраняйте природу», используя по возможности названные части речи с не: (не)сорвет, (не)ломает, (не)брежно, (не)счастье, (не)удачный и другие.
2. Подготовить материал для словарного диктанта по этой теме.
Группе слабых учащихся: выбрать из текста слова и записать их в соответствующую колонку «Слитно», «Раздельно». Составить два предложения с данными словами. А дома попробовать составить тоже текст или словосочетания. Таким образом, даю возможность детям подняться на более высокий уровень.


Для дидактической системы обучения характерным является ориентация на  развитие  учащихся: планируя уроки, я думаю не только о формировании знаний, но и об общем развитии ребенка, о развитии его ума, воли чувств.


Само собой разумеется, что это осуществляется последовательно, постепенно, путем реализации всех компонентов этой системы.


Принципы этой системы взаимообусловлены по своему содержанию и находятся в тесной связи между собой, поэтому вычленить в структуре урока отдельно реализацию каждого отдельно невозможно.


Но можно выявить такие моменты, когда осуществление того или иного принципа проявляется наиболее ярко. Так, например, реализацию принципа осознания учащимися практической значимости материала можно проиллюстрировать следующим фрагментом.


После изучения в 5 классе темы «Лексика» прошу детей ответить на вопрос:
- Как обогатились ваши знания и умения в процессе изучения темы «Лексика»?
Их ответы: На уроке мы узнали много новых слов, их значение. Узнали, как изменяется словарный состав языка, с чем связано появление новых слов. Мы узнали, что слова могут быть однозначными и многозначными (земля – страна, почва). Познакомились с прямым и переносным значением слов (костер горит, лицо горит). Мы узнали больше о синонимах, как их подбирать, научились точно выбирать слова, не повторять одних и тех же слов, а заменять их синонимами (бескрайний, огромный, необъятный, бесконечный).


Таким образом, деятельность учащихся направлена на осознание значения знаний, полученных при изучении этой темы, на осознание восприятия знаний. А когда проводили обобщающий урок, дети постарались систематизировать полученные знания, доказать свои суждения примерами.


Сухомлинский говорил, что в жизни детей первое место должно принадлежать словотворчеству, что благодаря ему дети становятся чувствительными «к тончайшим средствам влияния – к слову и красоте». «Убогость слова, - говорил он, - это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».
«Выполнение творческих заданий будит ум, чувства ребенка, развивает общечеловеческие ценности» Ж.Федичкина.


Мы пишем с ребятами рассказы, этюды, путевые заметки, создаем былины. Такая работа способствует развитию у учащихся поэтического восприятия, образной памяти, творческого воображения, точного и выразительного литературного языка.


Большую роль на уроках отвожу развитию коллективного творчества детей. Мне всегда хочется, чтобы на уроке ребёнку был радостен прежде всего сам процесс интеллектуального общения, чтобы было снято излишнее напряжение: «На каждом уроке вызывают, вот и на этом вызовут. До чего надоело!» Я пытаюсь создать такие ситуации, чтобы работа была ребёнку в радость, приводила его к открытиям. Урок литературы должен быть пронизан идеей коллективных творческих дел.


Так, в процессе работы над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» мы ведём учащихся к пониманию «художественного изображения героического подвига русского народа в войне 1812 года». Таково требование программы.


Реализовать это требование можно посредством развития творческого воображения.
И на одном из уроков мы работаем над составлением диафильма по этому стихотворению.
В начале урока я провожу беседу по осмыслению идейного содержания стихотворения, работаем над его выразительным чтением. Затем говорю детям о том, что сегодня будем составлять диафильм по этому стихотворению. (Перед этим смотрели диафильм о поэте.)


Беседа: - Вспомните, из каких частей состоит диафильм?
  - Как в кадре диафильма расположены картинка и надпись?
Составляем план кадра. Выделяем кадры будущего фильма (это своеобразное деление стихотворения на смысловые части). Так развивается умение составлять план.
Продолжаю беседу. – С чего может начинаться диафильм? С каких слов? (Дети вносят разные предложения. Со слов…).
- Как  написать, на каком фоне? (На фоне портрета).
- Каков следующий кадр? (Слова о писателе; о стихотворении.)
Звучат предложения учащихся: «О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русские воины поклялись головой постоять за Родину и как сдержали в бою «клятву верности».


Обсуждаем все предложения ребят, а затем я говорю им, что подписи к кадрам фильма, диафильма называются титрами.


Таким образом, вводится новое понятие в активный словарный запас детей. А для меня важно и другое: начата работа над творческим составлением плана. Первый кадр – название, второй – своеобразный эпиграф.


Затем переходим к следующему кадру. Детям предоставляется возможность использовать устное словесное рисование. Ввожу в актив учеников такие понятия, как «передний план», «задний план», «крупный план», «слева на картине», «фон картины», «портрет героя».


- Что мы покажем на картинке в кадре? Дети говорят, что здесь должны быть изображены молодой солдат и ветеран, рассказывающий о боях, о былых походах. Обращаем внимание на внешность героев – ветерана и новобранца. Здесь возможно обращение к иллюстрации в учебнике.
- Что может быть фоном этого кадра? (Дети фантазируют: это и поле боя, и место отдыха…) Интересно идёт работа над созданием кадра, где изображён полковник. «Полковник наш рождён был хватом.»  Учащиеся описывают внешность этого героя. Он должен быть сильным, стройным, мужественным, обязательно с саблей в руках. Подобная работа проводится и с другими строфами стихотворения.


Что даёт такая работа? Ещё раз отрабатывается навык составления плана, словесного «рисования» того, что дети видят. Эта работа позволяет активизировать внимание учащихся, их творческую деятельность, развивает творческое воображение, коммуникативные способности детей, каждый пробует себя в роли художника, режиссёра. А затем дома учащиеся пытаются пройти этот путь самостоятельно, составляя следующие кадры.


Повышению активности учащихся, развитию сообразительности, фантазии, формированию навыка чёткости в работе, расширению знаний способствует и создание учащимися ребусов, кроссвордов к произведениям. Так, при изучении большого раздела  «Лексика» и особенно фразеологизмов, учащиеся изображали в рисунке то, как они понимают смысл пословицы и поговорки (или делали небольшие письменные заметки.) При изучении произведений учу создавать кроссворды. (Кроссворд по теме «Наречие», по повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.)


Интересную работу провели по созданию мультфильма по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Описывали словесно каждый кадр мультфильма. Первые кадры делали в классе, остальные – дома. Сколько было предложений! В результате совместного творчества первый кадр : берег моря. (Море тихое, спокойное, голубое. Вдали видна волна, которая катится к берегу. Крупный план: видны две пары босых ног, вода коснулась их.) Второй кадр: пальцы зашевелились, исчезли. Следующий кадр: песок мокрый, на нём остались следы.


Дальше – песок сухой, следы еле заметны, и на следующем кадре – босые пятки.
Следующий кадр – идут генералы. Один в белой рубашке, с орденом на шее, другой – в рубашке песочного цвета. Идут вперёд.


Следующий кадр – генералы уселись под грушей. Видим их спины. Они сидят неподвижно, опустив головы. И так далее.


Особую роль отвожу урокам внеклассного чтения. Такие уроки немыслимы без творческого участия в них самих детей.


Приведу в качестве примера урок, посвященный рассказам писателя Бориса Шергина. «Тема отчего дома» - так назвала я урок. В программе его произведений нет, сложно было с текстами для ребят. Помогли родители: они отпечатали несколько экземпляров. Спросила ребят, о чем хотели бы поговорить, какую наглядность подготовить. А у самой мысль: отчий дом - вечная человеческая ценность.


На уроке были задействованы все дети (См. приложение).


Таким образом, уроки русского языка и литературы в среднем звене строились мною на основе возможно более полной реализации идеи общего развития учащихся, воплощенной в соответствующих дидактических принципах.


Особое внимание я уделяла созданию доверительной, дружественной, эмоционально насыщенной атмосферы на уроках. Именно такая атмосфера урока позволяет мне увидеть результаты своего труда: учащиеся живее откликаются на решение творческих задач, проявляют в устных и письменных  высказываниях тонкость своих наблюдений  над явлениями природы, делают умозаключения, выражают отношение к изученному предмету. Речь большинства из них отличается яркостью, эмоциональностью, живостью.
И сейчас меня продолжают волновать проблемы: как сделать, чтобы развить в каждом ребенке устойчивый интерес к знаниям, потребность в самостоятельном поиске, обеспечить общее развитие?


Главная цель, которую я ставлю перед собой в качестве первостепенной, - подчинить работу с детьми успешному решению этих проблем.

Приложение

Урок внеклассного чтения в 7 классе.
Тема: Тема отчего дома (по рассказам Б.В.Шергина)
Цели урока:
· познакомить учащихся с творчеством архангельского писателя, собирателя народных былин Б.В.Шергина;
· продолжить работу над развитием навыков осознанного, выразительного  чтения;
· пересказа, словесного рисования;
· воспитывать любовь учащихся к родному краю, родной семье.
Оборудование: географическая карта, портрет писателя, картины с изображением вечного и преходящего в жизни человека.

Эпиграф:
Где ладья ни рыщет,
а у якоря будет.
Б.Шергин

Вступительное слово учителя: Проходят века, годы. Поколения людей сменяют друг друга: одно приходит, другое уходит, а настоящее, вечное, крепкое стоит и долго живет во времени, в душах людей.


Я предлагаю вам два ряда репродукций и фотографий, а вы посмотрите и решите, что кажется вам вечным, а что преходящим.
Мать с ребенком на руках 
Строительство здания
Любовь – молодожены
Труд – семья  в поле
Интерьер квартиры
Мода
Природа – изображение пейзажа
Семья – мать кормит отца


На уроке мы углубим смысл понятия «вечные ценности». Но ведь все сразу непостигнешь и в течение целой жизни. Мы выберем из этих понятий одно — семья, отчий дом.


Рассмотрим это понятие на примере произведений Бориса Викторовича Шергина.
На географической карте нашей страны есть место, которое называют Русским Севером. Столицей этого края является город Архангельск. Он омывается водами Белого, Баренцева морей и студеным Северным Ледовитым океаном.


Живут здесь люди, которых называют поморами, это люди, которые жили по морю, по берегу моря. Население занималось кораблестроением, промыслом рыбы, охотой, перевозом грузов морским путем. Очень суровые климатические условия: 9 месяцев зима, в середине зимы день длится б часов, а за полярным кругом - долгая полярная ночь.


Архангельские поморы ходили на Шпицберген, часто гибли или возвращались с победой, со славой.


Архангельск, поморы - эти слова значили для русского человека больше, чем точка на географической карте. Они олицетворяли мужество, веру, верность долгу, любовь к отчизне, родному краю. Суровые условия жизни на севере закаляли людей, делали их смелыми, мужественными, выносливыми.


Поморы, идущие на дальние промыслы, брали с собой на корабль песню и сказки: они помогали им не поддаваться тоске в разлуке с ближними, выстоять в борьбе за жизнь, не падать духом в испытаниях.


Здесь, в этом краю, было создано много былин, преданий о суровом труде рыбаков и всеобщем празднике их возвращения с моря, устно передаваемых сказителями из поколения в поколение.
Чем же еще знамениты эти места? Отсюда вышел первый русский ученый М.В.Ломоносов.


Здесь, в этом месте, в 1896 г. родился русский писатель Борис Викторович Шергин. «Детство, юность, молодость — все у меня с городом северным связано, все там положено. И все озарено светом невечереющим. От юности моей я увлекся «святою стариной» родного Севера. Любовь к родной старине, к быту, к древнему искусству, к древней культуре родимого края, сказочная красивость и высокая поэтичность этой культуры — вот что меня захватило и всецело увлекло», — писал Б.Шергин в своем «Дневнике».


Бориса Шергина называют «поэтической душой русского Севера». Им созданы сказки, рассказы, поэмы, воспевающие жизнь народов.


- Откуда в нем это? Эта любовь к родной старине, древней культуре России и родимого края?
- Чтобы представить себе человека, нам важно знать, когда он родился, где учился, работал. Но достаточно ли этого?


Сам Шергин писал: «Я, Б.В.Шергин, родился в 1896 году в семье архангельского
помора, корабельного мастера. Окончив классическую гимназию, я учился затем в
Московском Строгановском художественном училище».


- Какие вопросы вы бы задали писателю, чтобы его лучше узнать?
Да, надо знать, кто его родители, как и каким он рос, с кем дружил, какой была его семья, т.е. то, что формировало его, делало человеком


Ответы на эти вопросы мы находим в его рассказах, прочитанных вами, многие из которых являются автобиографическими.


- О каком периоде повествует автор? (О детстве. О жизни в родной семье)
Но ведь рассказы писал взрослый человек, на долю которого в течение большой жизни выпало немало.


Работа с портретом. Цель этой работы – научить умению раскрывать внутренний мир человека через его портрет. Портрет выполнила ученица 6 класса Лопаницина Аня. Она уловила главное в лице – его глаза, очень глубокие и чуточку грустные.


Задание: Посмотрите на портрет внимательно и подумайте, что вы можете рассказать об этом человеке? (Кроме глаз ребята отметили в портрете морщинистый лоб, высокий красивый).
Учитель: «Да, ребята, вы правильно все подметили. На долю писателя выпало немало испытаний, но жизнь не ожесточила его, он писал такие добрые рассказы. Ф.Абрамов так отзывался о Шергине: «Всего в нем много, но главное в нем – доброта». Видно, доброта заложена чем-то светлым, добрым, тем, что помогало преодолевать трудности в жизни.


- Много рассказов Шергин посвятил своим детским годам и юности, почему? Детские впечатления, детское сознание и цепкая детская память остаются с человеком на всю жизнь и нередко определяют его судьбу.


Они определили и судьбу Шергина, писателя и человека.
- Вы прочитали рассказы, а рассказы  - это жанр литературы. Это небольшие по объему произведения, в которых повествуется об одном событии из жизни человека.
- Интересно было читать? Ведь мы привыкли к тому, что в рассказе увлекательный, захватывающий сюжет. Чем же привлекают эти рассказы? (Простотой повествования о семье, о том, что близко каждому из нас; языком: в рассказах простые, обыденные слова -  мамушка, бабушка, свет мой, сыночек, дочка).
- Какие впечатления вынес из своего детства Шергин?
- В каком доме они жили?


Чтение текста


Добавления учителя: «Отец был корабельным мастером, искусным художником, говорил раздумчиво».
- Под чьи песни засыпал ребенок? (Колыбельная матери, отца).
- Что запомнилось мальчику? (Дом маленький, но уютный, красивый, украшенный рисунками. Птички деревянные к потолку привешены. Семья дружная.
Учитель: «В колыбельных песнях русского народа всегда выражалась мечта о том, каким хотят видеть своего ребенка родители».


(Работаю над выразительностью чтения, над художественными средствами).
- Подумайте, подберите определения, которыми можно охарактеризовать семью.
Словарь: добрая, дружная, трудолюбивая, душа тянется к красивому.
Дети в семье Шергина маленькие, вроде бы рано их ко взрослой жизни готовить, пусть поиграют, заботы не зная. Сейчас ли думать, какими они станут?
- Что подарил отец маленькому сыну? (Азбуку)


Чтение текста


- Чем, по сути, была самодельная книжка, подаренная корабельным мастером первой статьи Виктором Васильевичем Шергиным своему шестилетнему сыну? Только ли новогодним подарком?
- Детей готовили к жизни у моря, к морскому делу с малых лет.


Какими родители хотели их видеть? (Смелыми, добрыми, учили не лениться, с людьми жить в ладу, не унывать, с верной дороги не сбиваться)


- Так чем же больше всего были озабочены родители?


Словарь: строительством души ребенка.


- С чего же оно начиналось, это строительство? (С колыбельных песен, с впечатлений о родном доме; с любви. Только любящий отец из любви к своему сыночку мог сделать такой подарок).
- Что же лежит в основе этой семьи? (Любовь).


Вот мы прочитали колыбельную, которую поет мама. А какой же была мама Бориса?
Рассказ интересен тем, что в этом рассказе как бы еще один рассказ. В доме хранили семейные предания. Одно из них - как познакомились Анна Ивановна и Виктор Васильевич, родители писателя. Произошло это в мастерской деда, где шили паруса на корабельные верфи. Захаживали сюда моряки. Приглянулась скромная, домоседливая девушка одному бравому мурманскому штурману с русой бородкой, да как ей об этом сказать?


Теперь послушаем эту историю, рассказанную Шергиным, так похожую и языком, и характером на сказку, только сказка эта из настоящей жизни. Конечно же, мы с вами поняли, что Анна Ивановна и молодой штурман полюбили друг друга.


- Вот только как мы догадались? Ведь прямо об этом не сказано.
(Прислал товарища с письмом из-за своего стеснения. Строгость молодой Ивановны сменилась любопытством; желание молодого человека увидеть ее, поэтому искал повод заглянуть в дом; слезы Аннушки).


- Почему называют молодую девушку Ивановной? (Из уважения к ней)
- А чем она это заслужила? (Скромностью, трудолюбием, умением чувствовать человека, правильно его оценить, добрым сердцем).
Сложилась семья, начались семейные будни, родились дети.
- В каком месте рассказа ваше внимание достигло напряжения?


Чтение описания бури
- Как автором передается сила, мощь природы).
- Какие картины возникают в нашем воображении, когда мы читаем: «наступят в море дни гнева и мрака, заплачет в трубе норд-вест»?
- Посмотрим на доску, где мы записали оценочные определения к слову семья.
Что нового о семье мы узнали из этого эпизода? Она какая?


Словарь: заботливая, глубокие чувства, переживание за родных.


И еще один эпизод из жизни уже знакомой нам семьи.
Чтение рассказа «Миша Ласкин»


- О чем говорит эпизод? (О добром отношении друг к другу. О доверии друг другу, нет тайн у детей от родителей, и родители уважают сына, видят, что он нашел хорошего друга. Их дом открыт для друзей сына.)


- Какая семья? (Гостеприимная, открытая, Семья с большой буквы).
Учитель: Всем знакомо понятие Родина. Мы ни разу сегодня не называли это слово, да и не было причины. Я только вам сказала, что Б.В.Шергина называют душой русского Севера. А север - это часть страны. Значит, он воспевает свой край, свою Родину? С чего началась для него Родина?
Ребенок запомнил убаюкивающую ласку материнских колыбельных песен, силу отцовских рук и нежность его сердца, картины сурового труда рыбаков и те счастливые минуты, когда в дом входили сказка, былины, предания, которые скрашивали нелегкий труд рыбаков. Все это надо беречь, передавать следующему поколению то, что передали нам наши отцы и прадеды. Нет ничего более ценного, более вечного, чем любовь матери к сыну, сына к отцу, чем семья, родные корни.


В одном из рассказов Шергина есть слова: «Где ладья ни рыщет, а у моря будет» (записать в тетрадь).


- Как вы понимаете эти слова? (Где бы ни был человек, куда бы его ни забрасывала судьба, он всегда возвращается в родные края, в отчий дом).


Словарь: рыщет —мечется то в одну, то в другую сторону.


Возвращение может быть не только физическим, но и духовным. Так случилось, что последние 15 лет своей жизни Шергин был слепым. Дети, внуки, заходя в его кабинет, видели, как он своими старческими сухими руками гладил парусник, который подарил ему отец, когда Борис в 18 лет уходил из дома, с такими словами: «Помни, сынок, свой родной дом».


Заканчиваем урок, и теперь вы можете сказать, что для вас будет вечным, непреходящим.
Прочитав и проанализировав рассказы Шергина, ответьте, какова главная мысль его рассказов? (Вечные ценности в жизни человека - семья, любовь, отчий дом, родина)
(Запись в тетради). 


Учитель: Это утверждается и в Книге книг – Библии.
Закончился урок песней Е. Мартынова «Отчий дом» («Как живешь ты, отчий дом?»)


Богатыри земли русской
(Фрагменты интегрированного урока по теме «Былины» в 7 классе)


Учитель: Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы. Так в русском устном народном творчестве появились богатыри — Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами. Как вы думаете, почему возникло именно такое название?


Ученик: «Былина» - от слова «быль». Наверное, людям очень хотелось верить, что такие герои – умные, сильные, добрые — действительно были в давние-предавние времена.


Учитель: Людям всегда хотелось верить в то, что были у них когда-то славные
заступники, не дававшие землю русскую на поругание врагам. Вот как об этом говорится в статье «Былины», напечатанной в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа»:
«Песни о героических подвигах богатырей в народе назывались то былинами, то старинами: изображаемое воспринималось как быль, как правдивое повествование о том, что действительно происходило, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли кости («мощи») Ильи Муромца; в Муромских лесах показывали «скоки» его коня; разбросанные в ростовских краях курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем, а иноземцу Олеарию, когда он в1636 г. плыл по Оке из Рязани, указали на Добрынин островок».


Местом, куда съезжались былинные богатыри, было два великих русских города:
Киев и Новгород. Поэтому и были делятся на два цикла: киевский (об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче) и новгородский (о купце Садко и Василии Буслаеве).


Спектр Дарья: Не случайно, что героями киевского цикла стали богатыри-витязи, а новгородского - купцы. В Новгороде издавна все вопросы управления городом решало вече, состоявшее из представителей богатого купеческого сословия. Новгород был крупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение. Киев был политическим центром Древней Руси. Новгород был членом Ганзы — союза европейских торговых городов, куда входили Гамбург, Рига Любек...


Лай Ира: (девочка принесла из музыкальной школы грамзаписи): По мотивам новгородских былин великий русский композитор Н.А Римский-Корсаков написал оперу «Садко». В ней можно услышать голоса купцов («гостей») из Скандинавии, Индии, Италии. Послушайте отрывки из арии и попытайтесь определить, какому «гостю» принадлежит та или иная песня.
Звучат фрагменты оперы Н.А.Римского-Корсакова «Песня веденецкого гостя», «Песня варяжского гостя», «Песня индийского гостя».


Спектр Дарья: Киев же, мать городов русских, был политическим центром Древней Руси. Поэтому киевские богатыри помышляли только о защите Родной земли. Верой и правдой служили они киевскому князю. Смерть на поле брани считалась высшей доблестью. Вот что писал Владимир Мономах в своем «Поучении»: «Тем ведь путем шли деды и отцы наши... Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших».


Пяткова Аня: И вот в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди. Потрескивает лучина... Задумчиво перебирает певец струны гуслей... Проходит минута, другая, и сказитель негромким голосом начинает:


Послушайте, да люди добрые,
Я вам старину скажу,
Старину скажу да стародавнюю


Дубов Сергей: Это звучит зачин.


Учитель: А какие элементы композиции былины вы знаете? Назовите их на примере былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».


Кудиш Дима: Экспозиция - как Илья Муромец «сиднем сидел» тридцать лет и три года; завязка - богатырь в Чернигове, кульминация - битва с Соловьем Разбойником, развязка - Илья Муромец в стольном граде Киеве, у Князя Владимира Красно Солнышко.


Учитель: Впервые русские былины записаны в ХVIII в. Киршей Даниловым. Долгое время считали, что уже никто их не исполняет. Однако в 60-е г.г. прошлого столетия ссыльный студент П.Н.Рыбников в районе Онежского озера обнаружил, что многие талантливые исполнители еще живы. И вот интересно: в 1906 г., совершая путешествие в Прионежье, в «край непуганых птиц», русский писатель М.М.Пришвин спросил одного сказителя: «Да неужели же в самом деле богатыри были?» Тот удивился и ответил: «Все, что я тебе в этой старине пел -  правда истинная до последнего слова». А потом, подумав немного, добавил: «Да знаешь, что они, богатыри-то, может быть, и теперь есть, а только не показываются. Жизнь не такая. Разве теперь можно богатырю показаться...»


Лопаницына Даша: К былинам обращались и многие русские художники. Имена таких мастеров нам известны — В.М.Васнецов, М.А.Врубель.


«Богатырь» М.А.Врубеля — это образ древнерусского витязя, в облике которого подчеркнуты мощь, мудрость, спокойствие, уверенность в своей силе.


Особенно ярко и глубоко прозвучала эта тема в его 2-й симфонии, которую известный критик Стасов назвал «Богатырской». Это определение понравилось композитору, и он написал его на партитуре произведения. Послушайте первую часть симфонии («Аллегро»). Звучит мужественная и суровая мелодия струнной смычковой группы оркестра. По темпу, ритму, то плавному, то скачкообразному, по мелодии, то напевной, то прерывистой, можно определить, что музыка рассказывает о жизни богатырей, об их жарких битвах, молодецкой удали и радости победы.


Учитель: А теперь, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили тексты былин, проведем небольшую викторину.


1. Из какой былины взят отрывок?
Ай же ты, удалый добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися.
(«Святогор и Илья Муромец»)


…смерть тебе в бою не писана,
Бейся-ратися со всяким богатырем
И со всею поленицею удалою...
(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»)


2. У кого из героев былин...
…пряжки у седла да красна золота,
Шелк не рвется, булат не трется,
Красно золото не ржавеет,
Молодец на коне сидит,
Да сам не стареет.
(у Добрыни Никитича)


…у ножа припои серебряны,
по весу-то припои были двадцать пуд.
(У Тугарина)


3. Кто кому отдал приказ?
…Очищай-ка ты все улочки стрелецкие,
Все великие дворы да княженецкие
По всему-то городу по Киеву,
А по всем по улицам широкиим
Да по всем-то переулкам княжецким
Наставь сладких хмельных напиточков.
(Калин-царь Владимиру, былина «Илья Муромец и Калин-царь»)