Главная Методика Русский язык Обзор методов обучения грамотности

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Обзор методов обучения грамотности Печать

http://www.mosedu.ru/teacher/methods/review.php

Обзор методов обучения грамотности

Последнее время стало модным говорить о различных методиках «врожденной грамотности». Хотя непонятно, зачем обучать человека, если грамота у него врожденная. И все же с чем связан столь стойкий интерес к этой области? Понятно, что речь идет большей частью о врожденных навыках человека писать без ошибок и о способах, как эти навыки можно восстановить или улучшить.

Предлагаемые практические решения проблемы безграмотности можно условно подразделить на шесть основных групп методов:

1. консервативный

2. физиологический

3. игровой

4. компьютерный

5. психологический

6. комбинация из нескольких вышеперечисленных.

Под консервативным методом обучения грамотности мы подразумеваем стандартные способы обучения, унаследованные со времен советского периода нашей истории. И мы намеренно исключаем из этого класса всевозможные новаторские методики, существовавшие во все времена. То есть речь идет об общепризнанном в советской школе методе обучения, характерной чертой которого была и остается ориентация на среднего по способностям ученика.

В данном процессе обучения индивидуальные особенности учеников целенаправленно игнорируются, ставка делается скорее на выравнивание имеющихся у различных учеников потенциалов, а не на их индивидуальное развитие. Данная парадигма, оправданная в первые 50 лет советской власти, теперь явно устарела, особенно после ряда «модернизаций», имевших место в последнее время.

Физиологический способ часто подразумевает хирургическое вмешательство. Здесь проблемы неграмотности связаны с врожденными физиологическими недостатками, например, проблема с уздечкой языка, мешающей полноценному функционированию языка и, следовательно, тормозящая навыки развития речи.

Здесь же стоят проблемы, связанные с врожденными дефектами центральной нервной системы и головного мозга. Эти задачи решаются специальными методами или в специальных школах.

К игровому направлению в методах обучения следует отнести те, которые во главу угла ставят развитие интереса у ребенка к предмету обучения. Ребенок в этом случае усваивает школьный материал значительно быстрее и глубже.

Сейчас практикуется обучение детей с шести лет. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Учителя, опирающиеся на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, достигают немалых успехов в обучении детей.

Компьютерный метод обучения на практике может оказаться просто разновидностью игрового варианта. Хотя в чистом виде — это набор обучающих программ, от самых простых до использующих технологию «двадцать пятого кадра», элементы гипноза и прочие достижения информационных технологий.

Психологическое направление в обучении грамотности исходит из законов функционирования головного мозга и законов восприятия человеком той или иной информации.

В этом направлении можно выделить два подраздела: классическая психология и психология новой волны (в основном под последним понимается нейро-лингвистическое программирование- НЛП).

Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения (неуверенность в себе, боязнь ответа в классе) и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.

Нельзя сказать, что какое-то из этих пяти направлений предпочтительнее. В конкретном проблемном случае может оказаться эффективным тот или иной метод обучения. В любом случае сначала необходимо определить характер проблем, имеющихся у ребенка, а затем выбирать средство для их решения.

«Тестирование тысяч школьников разных возрастов, проведенное во многих десятках школ, почти всегда дает безрадостный результат: средний уровень орфографической грамотности колеблется возле отметки 50%. Это означает, что в среднем ребята ошибаются в каждом втором слове», — пишет Сергей Киевский.

Киевский делает акцент на одной проблеме консервативного обучения — низкой эффективности группового обучения. У каждого ученика — свои проблемы, а задания даются всем одинаковые. Наряду с полезными действиями каждый ученик выполняет значительный объем «пустой» работы. Тратится зря дефицитное время на уроках. И объема составленных подобным же образом домашних заданий, даже если они выполняются, для большинства учеников оказывается недостаточно. Поэтому Киевский видит частичное решение проблемы в компьютерном обучении. Но, конечно же, компьютер можно рассматривать пока только как вспомогательное средство, особенно учитывая качество обучающих программ и оснащенность школ компьютерами.

Методика Ольги Веровенко (Москва, центр «Репетитор») базируется на аксиомах физиологии детского восприятия, заложенных в работах знаменитого академика Александра Лурии.

Веровенко пришла к выводу, что у ребенка, пишущего неграмотно, не срабатывает идентификационный рефлекс. Рефлекс безусловный, с помощью которого всякий живой организм устанавливает тождество между жизненным явлением, известным ему прежде, и вновь возникшим перед ним. Ольга Веровенко развила эту мысль и предложила свою методику обучения «врожденной грамоте».

Занятия организованы по следующей схеме. В течение одной — полутора минут преподаватель концентрирует внимание своих учеников на чем-то очень важном, что ученики должны усвоить.

Затем, не дожидаясь, когда ученики начнут смотреть в окна и по сторонам (внимание детей рассеивается через одну-две минуты), переключает их на другую деятельность.

Через 3-5 минут, когда ребенок опять готов к восприятию, сообщается очередная порция ключевой информации. Создаются все условия, чтобы она могла войти в мозг по любому из работающих каналов восприятия (зрение, слух, осязание).

«Самое настоящее, сильное и цепкое внимание — непроизвольное, — пишет преподаватель центра „Репетитор“ В. Филенков. — Именно оно всегда „окрашено“ эмоционально. А „на эмоциях“ информация в память записывается значительно надежнее».

Александр Бисеров развивает идею «положительной педагогики». Он уверен, что педагогика «запрета» вредит учебному процессу. Окриками «Не вертись!», «Смотри на доску!», «Остолоп — ничего не учишь!» добиться положительного результата невозможно.

Во-первых, никто не любит, чтобы на него кричали, во-вторых, нужно создать такую атмосферу на занятии, чтобы ребенок сам не вертелся, сам хотел смотреть на доску, сам все учил.

Наших детей в школе в основном не учат думать. Они, например, часто не понимают, что читают на уроке литературы. Школа почему-то считает, что пересказ и составляет анализ произведения. То есть они остаются сторонними наблюдателями, забывая секрет Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Поэтому хорошо, что учителя хотя бы в частных гимназиях или центрах, подобных «Репетитору», имеют возможность преподавать учебный материал творчески, заинтересовывая ребят в его изучении.

И. Шехтер, автор эмоционально-смыслового метода освоения иностранного языка, считает, что «научиться говорить, складывая элемент за элементом в каждую фразу, противоестественно. Язык-речь порождается, а не строится. Неграмотные, а их еще сегодня полтора миллиарда, понятия не имеют о грамматике своего языка, но не молчат же из-за этого! Они говорят, воплощая в языке свои личные переживания, свои мысли».

Первый цикл занятий в Авторской школе Шехтера развивает присущую человеку способность осмысленно говорить, то есть понимать, что он хочет сказать и для чего. Начиная со второго цикла и на третьем слушатели знакомятся с грамматикой, системой языка для нормирования собственной речи. Весь курс длится 3 месяца. Домашних заданий нет, оценок и экзаменов нет, есть тестирование. К концу курса слушатели говорят, читают, переводят, делают обзоры прессы на чужом языке.

В завершение этого краткого обзора процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики.

Профессор Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».

Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор Колесов: «Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно».