Главная Портфолио Мои достижения Статьи, доклады "О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..."

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..." Печать
Добавил(а) Платонова И.И.   

Эссе на тему «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Что наша жизнь? Цепь открытий: больших и маленьких, важных и не очень, открытий для ума и открытий для души…Маленький человечек, чтобы стать Большим,  делает важные для себя открытия, постигая окружающий мир сначала осязаемо: вот первая улыбка, вот первое слово, вот первый шаг…И всё  познается и изучается им сначала через  личный опыт: упал-поднялся,  горько-сладко, свой-чужой…а рядом первые учителя и наставники -родители. Но время идет ,  окружающий мир  становится всё непонятнее и запутаннее …и родители не всегда могут расширить горизонт непознанного, а опыт уже не всегда ведет к радостным «чудным» открытиям, а становится порой , по Пушкину, «трудным» этапом постижения непознанного -набив шишки, человек мудреет, но это трудный путь… “Век живи, век учись”, - говорит народная поговорка. Вся наша жизнь есть учебно-воспитательный процесс, наполненный  примерами  спасительными  и пагубными, жизнь просвЕщает и просвЯщает каждого.

Кто такой учитель?  Мне очень близки слова нашего замечательного  философа И. А. Ильина: «Русский учитель должен прежде всего прочувствовать свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности , а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке <…>совесть, достоинство, честь». По сути, речь опять идет о просвЕщении ума и просвЯщении души.

Так как и чему учить? Рано или поздно маленький человек, взрослея, задаст себе или другим  трудные вечные вопросы: стоит ли помогать людям, если не уверен, что они помогут тебе? Надо ли быть добрым? Насколько честным необходимо быть в жизни? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его уважали? Что такое любовь и какая она бывает? Может ли человек изменить свою судьбу? Что дает вера в Бога человеку и обществу? В чем оно, счастье? Для чего я живу? Современный мир давно приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой и навязчиво, предлагает их с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, Интернета... Деньги, сила, власть – вот приоритеты современного общества. Да так, в общем, было и раньше. «Раскройте любую из 50-ти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. Чего хотят там люди? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один». Эти слова Стефана Цвейга можно с полным правом отнести и к другим произведениям русской литературы. Наша литература -литература православная, духовная, нравственно ориентируемая.

Чем мы можем помочь юному созданию, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни? Трудно противостоять потоку насилия и соблазна с телеэкрана, монитора, дыркам в идеологии, проколам в образовательной политике и, несмотря ни  на что, продолжать «сеять разумное, доброе, вечное». Именно учитель-словесник может это. Ведь наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение «вечных» вопросов именно потому, что  русская литература запечатлела в слове  жизненный опыт человека-опыт  ошибок и духовного просветления. Я очень люблю читать с учениками произведения древнерусской литературы, «книги совестные». Напрашиваются параллели: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом и смыслом жизни, как они делали  выбор и как отвечали своей жизнью  на вечные совестные вопросы, терзающие думающих людей, каким мы и стремимся воспитать наших учеников. Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, ведь тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Евангельской моралью стараемся мы с детьми поверять свои суждения на уроках. Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.

И ни активная общественная деятельность (вспомним Рудина, Базарова), ни научное мировоззрение (вспомним Бельтова, героя чеховского рассказа «Скучная история», выдающегося ученого) не дают удовлетворительного ответа на вопрос «для чего я живу?» Все подобные изыскания просто бессмысленны перед базаровским «лопухом»: «ну будет он (т.е. мужик) в белой избе жить, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?»

В том-то и смысл пророческого служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, «что есть истина», помогать нам в ее постижении, в этом просвЯщении души, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению «вечных» проблем, предостеречь от неправильных путей.

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов. «Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией - и не будет России на свете»,- вот так, с болью, предостережением,  писал Патриарх всея Руси Алексий II. Когда-то эта простая мысль об ответственности и особой миссии именно  учителя потрясла меня. Учительство – один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть куда более важное, чем любая концепция или программа, - он закладывает фундамент жизни человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Я  решила расширить свой педагогический и жизненный  опыт, начав работать  в православной  школе ЦПШ «Косинская» (Восточный округ, Старое Косино), начала  вдумчиво изучать древнерусскую культуру и литературу. Но как «никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет»( Евангелие от Луки, глава 11, 33), так и учитель должен помогать другим совершать «чудные открытия» через просвещение разума и просвящение души.

Я учитель. Совсем как у чеховского Тригорина в «Чайке»: «День и ночь одолевает меня одна неотвязчивая мысль: я должен писать, я должен…» У учителя примерно также. Учитель - профессия круглосуточная. Мы не изменились и не можем – работа такая, а жизнь изменилась. В образовании сейчас очень интересно, хотя и трудно работать. Да и детям нелегко учиться. Значит, надо помочь им.  Актуальным становится  вопрос  «чем будем удивлять?» Способов масса, особенно в рамках личностно-ориентированного подхода в образовании, где главным объектом становиться личность ученика, а роль учителя – быть не в центре, а рядом. Хитрость в том, чтобы так построить процесс, чтобы ученик сам добывал знания.

С чего же начать? Хотя бы с того, чтобы «повернуть» «Капитанскую дочку» поинтереснее, а главное, найти правильные вопросы для размышлений, такие, чтобы и разум, и душа  откликнулись.

Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних - настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

« Давайте поговорим о том, почему люди ссорятся…» Каждый раз замечаю, как меняются выражения глаз, лица, настроения ребят, когда удается попасть в нужный тон  и подключить их к беседе, поднять проблему…

«Посмотрите: жили два друга. Мечтали детей поженить…И вдруг поссорились. Да так, что на смерть. А  ударила ссора больнее всего по детям. А бывает такое в жизни? А как остановить огонь ссоры?» Они рассуждают, спорят, а в это время крепнет их душа, они примеряют на себя судьбы и поступки героев. Дай бог, чтобы когда-нибудь это им пригодилось…

***

Долго изучала материал для написания эссе. И вдруг сделала  сама для себя новое открытие. Оказывается, Александр Сергеевич серьезно задумывался над тем же, что волнует и меня: как и чему надо учить детей, чтобы  выросли они  порядочными людьми и гордостью Отечества. И нашла следующее (http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-015.htm )

Записка “О народном воспитании” подана Александром Сергеевичем Пушкиным Императору Николаю I осенью 1826 года. Документ обдумывался тщательно, об этом говорят многочисленные черновые наброски и варианты, оставленные поэтом. Стержневая мысль, пронизывающая тексты,— неприятие иноземных систем обучения и возврат к национальному  мировоззрению.   Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения и вывел на Сенатскую площадь.  «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего Отечества; воспитание, или лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла, - размышляет поэт.- Не просвещению, но праздности ума, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей<…>сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия. Последние происшествия обнаружили много печальных истин»

Вот в чем увидел зрелый Пушкин причину проблем в обществе: недостаток просвЕщения и порча нравов (отсутствие просвЯщения души).Эссе на тему «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»