Главная Родителям Советы психолога Учеба-тяжелая ноша (статья для газеты РЕУТ 2005 г)

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Учеба-тяжелая ноша (статья для газеты РЕУТ 2005 г) PDF Печать E-mail
Добавил(а) Платонова И.И.   
15.01.11 13:45

Учеба – тяжелая ноша

 

Первый вопрос, который встает перед родителями, в какую именно школу отдать свое чадо? Решать этот вопрос родители будущих первоклашек активно начинают в марте-апреле. Вариантов, как правило, два: в школу, которая ближе к дому, или, в престижную с углубленным изучением… Решая этот вопрос, мало кто думает: «готов ли малыш к тому самому – углубленному…»

Есть категория родителей, уделяющих развитию своего ребенка много внимания с самого рождения. Развивающие игры, азбуки, посещение различных дошкольных центров и т.п.

Такие дети к семи годам, как правило, читают, пишут, знают математику в пределах первых двух классов, изучают иностранный язык, играют на одном или даже сразу на нескольких музыкальных инструментах.

Есть дети, которые к школе не подготовлены. Они не посещали детский сад, сидели дома с бабушкой. Так получилось.

Чем же руководствоваться при выборе образовательного учреждения? Что делать, если вашему ребенку посоветовали годик подождать или же пойти в школу с меньшей нагрузкой? Стоит ли прислушаться к мнению педагогов? Что советуют специалисты?

Говорит Кристина Лобакова, психолог, сотрудник ФГУ ГНЦССП им. В.П. Сербского:

- В данном случае однозначного ответа нет. К сожалению, ситуация чаще зависит от желаний родителей. Ведь каждый из нас считает своего ребенка гениальным! Родители, как правило, не хотят слышать ни «подождать», ни «пойти в другую школу». В такой ситуации, все-таки следует прислушаться к мнению специалиста. Именно это предшествует последующим проблемам, связанным со школьным обучением.

В последнее время возрастает число родителей, которые «за» домашнее образование. К сожалению, семейное образование, по словам специалистов,  не может в полной мере компенсировать посещение школы. В школе ребенок кроме базовых знаний приобретает много необходимых навыков, получить которые в домашних условиях нельзя. Это: умение слушать, работать систематически; умение отвечать за сделанную или несделанную работу. Коммуникабельность, самоорганизация, умение высказывать свои мысли в присутствии большой аудитории слушателей – все это прививается в школе.

Первое и главное, что надо знать каждому родителю, - для первоклашки надо выбирать не ШКОЛУ, а УЧИТЕЛЯ!

Следует обязательно познакомиться с учителем. Расскажите педагогу об особенностях характера и темперамента вашего ребенка, предупредите, если малыш - левша или заика, если он чересчур медлителен или, наоборот, гиперактивен.

Лучше с самого начала постараться сделать так, чтобы учительница стала вашим другом и сотрудником в воспитании ребенка.

Теперь следует поговорить о трудностях «первого дня», или первого месяца.

Что больше всего беспокоит ребенка, родителей, педагога в первый школьный месяц? На этот вопрос отвечает Светлана Андриянова, учитель начальных классов МОУ «Гимназия».

- Ребенок попадает в другой мир, отличный от привычного, в новый коллектив. Сложнее всего адаптироваться детям, которые не посещали детский сад. Но им на помощь приходит учитель. На вводном собрании родителям даются рекомендации, в том числе и по режиму дня. Сейчас, когда до первого сентября осталось совсем немного, особое внимание следует уделить переходу на «школьный» режим. У многих ребят возникают трудности с концентрацией внимания, усидчивостью, восприятием материала. Они легко отвлекаются, к примеру, рассматривают свои красивые школьные пеналы. Есть дети, которые плачут. Хотелось бы предостеречь родителей от давления на ребенка во время выполнения домашних заданий. В первом классе домашние задания, как правило, даются не в обязательном порядке. А поэтому, стоит помнить, что домашняя работа – это основа обучения, не стоит изначально превращать ее в тяжелую обязанность. И всегда помните: учитель – ваш союзник.

Какие же требования мы, родители, должны предъявлять к первокласснику, что считать излишним давлением? Какое наше поведение в дальнейшем может привести к тому, что ребенок будет ненавидеть школу?

Родители чаще всего начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше срока. Многих детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Неудивительно, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств. Одни заранее пугают: "Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!" Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к победам, а не к трудностям.

- В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование нетрудно потерять чувство меры. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. И каждую отметку ниже пятерки воспринимают как трагедию. И еще: никогда не спрашивайте ребенка, как он себя вел в школе! Вопрос о поведении усиливает напряженность. Не стоит также попрекать ребенка, месяц назад был такой хороший, а теперь… Главное, помнить, что ребенок идет в школу не только продемонстрировать свои знания, а учиться! – говорит Кристина Лобакова.

Мы часто задаемся вопросом, почему еще вчера наш ребенок не мог дождаться, когда же он наденет новую форму, возьмет портфель и отправится в школу. Учиться! А сегодня он с трудом встает, плачет по ночам, каждый раз, когда мы просим его почитать, ссылается на головную боль. Эти симптомы мы, зачастую, объясняем ленью малыша. Но бывает, к сожалению, что ситуация складывается так, что следует немедленно обратиться к специалисту. В каких же случаях?

Говорит Лев Пережогин, к.м.н., сотрудник ФГУ ГНЦССП им.В.П.Сербского. - Если у ребенка полное отсутствие интереса к учебе, безразличие ко всему, даже к играм. Уроки делаются только из-под палки, постоянное нежелание ходить в школу и вообще учиться. Ребенок боится учителя, постоянно испытывает страх получить плохую отметку. Беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена температура, по утрам возникает тошнота, рвота, появляется заикание. Ребенок затрудняется в подборе слов или категорически избегает разговора на определенную тему. Если раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может понадобиться помощь специалиста».

– Чтобы не случилось ничего похожего, в течение первых недель нужно быть рядом с малышом. Взять отпуск и помогать ему, – объясняет педагог-психолог СРЦ «Преодоление» Татьяна Мишенина. - Ребенка должны окружать люди, которым он доверяет и любит. В этот сложный период обязательно занимайтесь с ребенком рисованием, лепкой, настольными играми. Все это помогает ребенку справляться с эмоциональными трудностями. Родители должны понимать, что ребенок может чего-то не хотеть, не следует давить на него, ругать малыша. Нужно постараться объяснить, что у него это – новый жизненный этап, к которому он должен привыкнуть, а родители всегда будут рядом с ним. Первое сентября должно стать днем знаменательным. Праздником! Чтобы ребенку этот день не запомнился, как тяжелая обязанность. И, конечно же, если  появились сложности, с которыми родителям справиться трудно, обращайтесь к психологу.

Ежедневно интересуйтесь, как осваивается малыш в новой атмосфере. Даже если первоклассник получает одни похвалы, не стоит расслабляться. Спросите у учителя, все ли в порядке, нет ли у ребенка каких-либо проблем с поведением, не слишком ли он фиксируется на результатах, интересно ли ему учиться. Если вам кажется, что малыш подготовлен на порядок лучше одноклассников, узнайте, нет ли в школе гимназического класса.

Как бы ни были ужасны "прегрешения" малыша, никогда не распекайте его в присутствии учителя. Подумайте сами, что чувствует маленький человечек, оказавшись в одиночестве перед двумя крайне раздраженными взрослыми. И как больно ему будет узнать, что вы переметнулись "в стан врага" и ругаете его вместе с учительницей, вместо того, чтобы помочь ему выпутаться из трудностей, защитить его в этом незнакомом и неуютном месте.

Даже если вы не во всем согласны с преподавателем, никогда не позволяйте себе критиковать ее в присутствии ребенка. Во-первых, для любого первоклашки его учительница - это истина в последней инстанции, каждое слово и действие которой непререкаемо.

И в заключение, еще несколько советов опытных психологов:

-          Не стоит отказываться от проводов первоклассника в школу. Несколько минут рядом с ребенком дают ему почувствовать значительность события, произошедшего в его жизни: он стал школьником, многое можно успеть по пути, повторить уроки, прочесть выученное стихотворение;

-          Особого внимания заслуживает режим дня. Важно правильно распределить время учебы и отдыха. Дети в возрасте 7 лет должны заниматься, выполняя домашнее задание, не более получаса, далее следует сделать перерыв не менее 15 минут;

-          Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Пусть ребенок почувствует удовлетворение от учебы, восторг от ощущения успеха;

-          Родители должны быть в курсе всего, что происходит в школе. Но осуществляйте не давящий, а дружеский контроль;

-          В первые школьные дни лучше всего садится за уроки вместе с ребенком, рядом, так, чтобы при необходимости, быстро остановить его руку: «Подожди, давай вместе подумаем». Так вы приучите ребенка к вдумчивой самостоятельности;

-          Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа "бестолочь". А то ведь он вам может поверить;

-          Вспомните слова, которые произносят чаще всего родители, когда их сын или дочь возвращается из школы: "Какие сегодня оценки?" Попробуйте иначе. Встретив малыша в школьном вестибюле и направляясь к дому, спросите его: "Что сегодня на уроках было интересного? Что тебе понравилось, а что огорчило?».

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. Каждый родитель должен помнить, что с поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Материал подготовила Ирина Сугакова