Православная педагогика
http://gramma.ru/
Полезное
Методцентр
Олимпиады и конкурсы
популярное
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
школа 411
Курсовая работа на тему: «Методическая разработка: обучение учащихся 11 классов выполнению задания «С» ЕГЭ по русскому языку (в соответствии с отдельными критериями)» - Продолжение |
Страница 6 из 11
3. Понятие «Комментарий к проблеме» на начальном этапе ввожу, например, с помощью такого задания. Задание: Прочитайте текст по К. Паустовскому и комментарии учащихся к поставленной автором проблеме. Какой из предложенных комментариев вам понравился больше и почему? Напиши свой комментарий. «Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные. Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещё не увидел сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг. Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы усыпить их. Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. Это — сожаление о том, что не удалось— да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии. Да что там — весь мир! На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья. Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок. (По К. Г. Паустовскому) Комментарии учащихся к тексту. I. В своём тексте К. Г. Паустовский говорит о том, что человек всегда о чём-нибудь сожалеет, особенно часто о быстротечности времени. Эти сожаления с человеком постоянно, особенно они беспокоят его ночью. В своём тексте автор также поднимает проблему невозможности увидеть в жизни все, что хотелось бы. Он не успевает увидеть не только весь мир, но даже свою страну. Но, по мнению автора, это не страшно, потому что важно не количество увиденного, а качество. И К. Г. Паустовский рассказывает об оттенках зелёного цвета у листьев и о необычности листьев ольхи, похожих на детские ладони. II. Текст К.Г. Паустовского показался мне интересным не только поставленной в нём проблемой необходимости пытливого взгляда на мир, но и тем, как развивается авторская МЫСЛЬ. Начав рассуждать о том, что людей всегда мучают разнообразные «сожаления, а особенно сожаления о стремительности времени», он переходит к мысли, что главная беда этой быстротечности в том, что человек мало успевает увидеть. И вот тут, когда читатель уже решил, что основная тема текста — сожаления о прошедшем, К. Г. Паустовский делает неожиданный переход к тому главному, о чём он и хотел говорить, оказывается, не стоит жалеть, что мало увидел. Плохо, если не умел пытливо смотреть, потому что мир очень богат и даже в малом, обычном можно рассмотреть необыкновенное. И автор описывает бесконечность оттенков зелёного цвета листьев черёмухи и липы, с необычной нежностью говорит о листьях ольхи, похожих на детские ладони. И мы понимаем, что сам К. Г. Паустовский умел видеть очень много. Самое же главное, он и нам старается передать это умение 4. Есть в моем методическом арсенале и такой вид работы: при отрабатывании приемов работы с текстом предлагаю учащимся оформить основные положения своего будущего текста в виде таблицы: необходимость обозначить основные положения своей работы лаконично, фактически в форме конспекта – дисциплинирует, помогает выработать навыки четкого формулирования мысли. Очень важно, чтобы учащиеся не путали понятия «тема», «проблема», «комментарий проблемы», «идея», «авторская позиция» и «аргументация». Для этой цели на первых этапах подготовки к выполнению части С я предлагаю ребятам выполнять подготовительную работу, используя таблицу
Алгоритм выполнения задания предполагает четыре основных шага: 1. О чем текст? (Ответив на этот вопрос, ты найдешь проблемы) 2. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему) 3.Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? ( Это поможет понять авторскую позицию, основную мысль текста) 4.Сформулировать и аргументировать собственное отношение к поставленной проблеме. По-видимому, именно так, пошагово, следует готовить детей к экзамену, формируя навыки, последовательно тренируя умение четко формулировать: сначала - проблему, затем - позицию автора и, наконец, свое аргументированное отношение к проблеме. Причем работа над поиском аргументов и выстраиванием системы аргументации оказывается для учащихся проблемной. |