Главная Русский язык Материалы для учителя Урок в 5 классе Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Урок в 5 классе Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег» Печать

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»

Автор Рыженкова Ася Евгеньевна

Цели урока:

1)    обучающая: обучить ЗУН, позволяющим составлять план изложения, анализировать авторский текст, строить связное письменное и устное высказывание, подробно излагать авторский текст, учить анализу пейзажной лирики; применять орфографические и пунктуационные правила.

2)    развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, логически обосновывать высказывания, строить логические цепочки, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка, расширить представление о возможностях русского слова.

3)    воспитательная: прививать учащимся любовь к родному языку, воспитывать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, прививать любовь русской классической литературе.

Оборудование: учебник «Русская речь» Е.И.Никитиной, компьютер и проектор, компьютерная презентация,  карточки.

Оформление доски:

  1. Тема урока
  2. План изложения
  3. Иллюстрации  – зимние пейзажи

 

Ход урока

1.Подготовка к восприятию

Слово учителя: Художник пишет свои картины кистью, музыкант пользуется звуками, а писатель работает с чем? (со словами). Кому сложнее, сказать трудно, но писателю нужно создать такую словесную картину, чтобы мы смогли….Продолжите мою мысль (представить её мысленно и понять).

2.Определение темы и постановка целей урока

  • Сегодня мы тоже будем учиться писать  картину с помощью слов - красок: напишем  подробное  изложение с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег» (обращение к теме на доске и запись в тетрадь).
  • Почему мы должны написать подробное изложение? (чтобы использовать все слова-краски)
  • А что обозначает слово «лингвистический анализ»?  (лингвистика – наука о языке, следовательно, это языковой разбор)
  • Как вы себе представляете этот разбор? (мы будем  рассматривать слова, которыми писатель «рисует» картину).
  • А что это за картина: портрет, натюрморт, пейзаж? (выбрать из предложенных вариантов (презентация). Изображение природы.

3.Работа с текстом

  • Обратимся к нашему словесному пейзажу. Открываем учебник Е.И.Никитиной «Русская речь» на стр.45. К какому типу речи он относится? (описание)

А) Чтение текста и составление плана

  • Когда художник создает пейзаж, он продумывает, где и как что будет расположено в нем (посмотреть образцы иллюстраций). Так и писатель К.Г.Паустовский создает пейзаж, словно мозаику из фрагментов.   
  • Слушаем чтение текста и решаем, сколько важных фрагментов включил автор в свою картину. Вам поможет ваша карточка, в которую вы допишете недостающие названия (чтение текста учителем)

План изложения (на доске, в презентации)

  1. 1. Странные ощущения.
  2. 2. «Мертвая» тишина.
  3. 3. За  стёклами всё было снежно и безмолвно
  4. 4. За два часа так необыкновенно изменилась земля
  5. 5. «Первый снег очень к лицу земле»
    1. 6. Земля похожа на невесту

Б) Лингвистический анализ пунктов плана

  • Кто видит все эти картины? (автор) Поэтому он употребляет в тексте местоимение «я». Но мы будем заменять его какими словами? (автор, К.Г.Паустовский)- доска, презентация
  • Но мы попробуем «увидеть» этот пейзаж глазами автора и запомнить, для того чтобы использовать в изложении.
  • Во-первых, почему у автора появились странные ощущения? Найдите слова – подсказки и запишите их в свою карточку (доска, презентация)

Странные ощущения (то есть, что чувствует: оглох во сне, лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался) Комментируем правописание.

  • Отчего же автор оглох во сне? (потому, что наступила необыкновенная тишина). Запишите слова, которые покажут её необыкновенность («мёртвая» тишина, умер дождь, умер ветер, умер сад). Почему именно слово «мёртвая» употребляет автор? (чтобы показать, как стало тихо, беззвучно). Как автор усиливает это ощущение тишины? (с помощью перечисления). Комментируем правописание и пунктуацию.
  • До этого автор воспринимал всё через звуки. А  что происходит в следующей картинке? (автор открывает глаза). Глаз воспринимает цвет и пространство. Работая в парах, выпишите слова - краски, которые обозначают цвет и пространство (доска, презентация: белый и ровный свет, снежно и безмолвно, туманное небо, головокружительная высота, одинокая луна, переливался желтоватый круг). Комментируем правописание и пунктуацию.
  • С помощью иллюстрации в презентации попробуйте объяснить выбор автором именно этих слов-красок

белый и ровный свет: снег покрывает все вокруг ровно

снежно и безмолвно: ночью была тишина и виден только снег

туманное небо: в снежных тучах

головокружительная высота: голова кружится, когда смотришь вверх

одинокая луна: кроме луны, ничего на небе нет, звёзд не видно

переливался желтоватый круг: даже луна не желтая, а желтоватая от снега

  • Следующая картинка покажет нам, как изменилась земля. Кстати, за сколько часов она изменилась? (за 2 часа). Почему так быстро? (Снег быстро выпал)
  • Сейчас вы будете работать в группах или в парах. Ваша задача – побыть учёными – исследователями: «увидеть» и записать как можно больше изменений, которые увидел автор и доказать, что это действительно изменения. Выиграет та группа, у которой изменения совпадут с авторскими.

Изменения:

Необыкновенно (всё стало волшебным)

Заворожила стужа (заколдовала морозом)

Большая серая птица (автор даже не узнал ворону)

Посыпался снег с ветки (а до этого ветка была голой)

Стеклянный дождь, падающий с ёлки (как в Новый год)

Комментируем правописание и пунктуацию.

  • В последних двух картинках автор выражает своё отношение к первому снегу. Каково отношение автора? Попробуйте выдвинуть свои версии.

«Первый снег к лицу земле» (автору нравится земля в снегу, потому что до этого она, наверное, некрасиво, тёмной) Комментируем правописание и пунктуацию.

  • Дополнительный вопрос: Эти слова произносит не сам автор, а его друг по имени Рувим. А почему же Рувим, любуясь красотой первого снега, вздыхает? (первый снег бывает каждый год, а человек с каждым годом становится старше, стареет)

Земля похожа на невесту (невеста вся в белом, она,  как молодая девушка, нежная,                  застенчивая)

4.Пересказ текста

  • Вы изучили все краски, которые использовал автор, то есть произвели лингвистический анализ текста. А теперь попробуйте пересказать текст нашего изложения, используя эти слова - краски

 

5. Домашнее задание

  • Напишите подробное изложение