Главная Портфолио Научно-методическая работа Евангельские мотивы в русской литературе - Продолжение

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Евангельские мотивы в русской литературе - Продолжение Печать
Оглавление
Евангельские мотивы в русской литературе
Культура Руси
Обзор литературы 19 века
Христианские мотивы в литературе 20 века
Все страницы

 

 

Надо отметить, что литература 19 века не часто допускала прямые цитаты из Евангелия, но у авторов постоянно встречаются непрямые обращения к библейским сюжетам и мотивам. Были и часто повторяющиеся мотивы, особенно любимые авторами 19 века(предательство и его осознание апостолом Петром, воскрешение Лазаря и др.). Но если в 19 веке евангельский сюжет часто проецировали на образ мыслей и поступки героев, то в 20-ом поэты и писатели позволяли себе фантазировать на его основе, часто искажая его.( Л.Толстой( 19 в.), Л.Андреев « Иуда Искариот», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Ч.Айтматов. Б.Пастернак  и некоторые другие.)Без дополнительной работы учащимся трудно постичь иносказательный смысл произведений, определить функции мотивов и библейских образов.( Например, «Старуха Изергиль» М.Горького и книга «Исход» Ветхого Завета( образ Моисея),образ Каина. Психология толпы и трагедия первопроходца. Скрытые параллели: Каин- Ларра, Моисей-Данко; или «Мастер и Маргарита» М.Булгакова: эпиграфом Булгаков требует рассматривать свой роман в перспективе гетевского «Фауста», а Гете в прологе «Фауста» цитирует книгу Иова(Ветхий Завет- образ Иова Многострадального), требуя рассматривать поэму в свете этого библейского сюжета. В Ветхом Завете душа Иова под защитой Бога, хоть и страшно искушаема силой зла. В «Фаусте» Бог снимает защиту с души искушаемого человека. Булгаков показывает, как люди сами сдергивают небесный покров со своих душ. Город, в котором из каждого окна выглядывает по атеисту, становится игрушкой в руках силы зла. Фокстрот «Аллилуйя!», писатель «Иоганн из Крондштадта» ( сознательное искажение имени св.Иоанна Крондштадтского ),троекратное обретение главы Иоанна Крестителя и трижды терялась голова Берлиоза;бал Воланда имеет явные приметы антилитургии, в Страстную среду Иуда встречался с синедрионом-и роман начинается с Великой Среды и атеистического синедриона( Берлиоз и Бездомный обсуждают, как больнее унизить в антирелигиозной поэме Христа). Сеанс в варьете приходится на службу « 12 апостолов»(кстати,12 писателей ждали на совещание Берлиоза, председателя МАССОЛИТА)- это вечер, когда во всех храмах читают евангельские рассказы о страданиях Христа. Издевается,  в это время Воланд над москвичами, искушает их, да они этого не подозревают. Утром в Страстную пятницу апостолы стояли за линией оцепления, с ужасом наблюдая за голгофской казнью. Шествие с гробом Берлиоза- суррогат выноса Плащаницы. Бал Воланда идет в ночь с Пятницы на Субботу. Вальпургиева ночь. Но до Пасхи дело не доходит. Вся нечисть бежит накануне Воскресения Господня( «Мессир.Суббота…Нам пора» )вместе с главными героями, принадлежащими теперь силе зла. «Евангелие от меня, хи…хи…»- произносит Воланд. Вот кто истинный автор искаженной истории о слабом Христе. Дьявол, как известно, творить не может, Это дар божий человеку. Булгаков- внук 2-х священников, сын профессора духовной семинарии по сравнительному богословию -писал для своих, для « белой интеллигенции», знающей все евангельские нюансы, но читали и анализировали  роман шариковы, воспитанные на журнале «Безбожник». Когда-то иерусалимская толпа, занятая приготовлениями к пасхе, не заметила Распятия Христова. В Москве другая толпа не заметила Пасхи, занятая поиском увеселений в варьете. «Чтобы помнили…»- произнес перед смертью автор, говоря о романе. Чтобы помнили, как легко стать игрушкой в руках силы зла, если пустить ее в свою душу, забыв или исказив Евангелие. К таким выводам пришел в своей последней работе « Мастер и Маргарита»: за Христа или против»(2004 г.,Издательский совет РПЦ) дьякон Андрей Кураев.)