Главная Портфолио Научно-методическая работа Евангельские мотивы в русской литературе - Окончание

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Евангельские мотивы в русской литературе - Окончание Печать
Оглавление
Евангельские мотивы в русской литературе
Культура Руси
Обзор литературы 19 века
Христианские мотивы в литературе 20 века
Все страницы

                          

 

Высветление христианских мотивов углубляет осмысление изучаемых произведений. Приучает размышлять над строками. Через библейский сюжет авторы говорят о библейской морали, образе мыслей и отношения к миру и человеку.

Есть и особенности преподавания литературы «в свете Христовой правды» в светских и в православных школах. В первых необходимо подвести к библейскому сюжету. Рассмотреть его. Исследовать его преломление автором произведения и причины обращения к этой библейской теме, идее, образу, сюжету. Чтобы облегчить эту задачу, я разработала курс факультативных занятий по теме « Православные мотивы в русской литературе 19 и 20 веков» и в течение 2 лет апробировала его в общеобразовательной школе с этнокультурным (русским) компонентом образования № 1022 ( Косино-Ухтомское, Восточный округ Москвы)(см. Приложение 1).

В православной школе время экономится за счет того, что дети сами видят библейский сюжет, образы… Чувствуют искажения. Поэтому появляется возможность расширить границы рассматриваемого произведения. Например, рассмотреть не просто повесть «Тарас Бульба», а увидеть его место в цикле «Миргород» и понять задачу Н.В.Гоголя. В разработке этих уроков мы опираемся на исследования И.А.Есаулова. Цикл начинается с фразы « Я очень люблю…», а заканчивается « Скучно на этом свете, господа…» ( дети в этом месте пытаются вставить слово «страшно»). В цикле нет явного евангельского сюжета, как ,например, в « Станционном смотрителе» А.С.Пушкина), но речь идет о мире в душе человека, о старосветском образе жизни, о злом духе… « Жизнь старосветских помещиков так тиха. Что думаешь, что страсти, порождение…злого духа, не существует», а он везде, кроме этого уголка. Что удерживает его? Взаимная любовь этих старичков. Это повесть о любви. И особые качества русской натуры, прежде всего гостеприимство. Выясняем, почему каждая повесть имеет светлое начало и трагический финал. И этот мир тихой любви-привычки разрушается. Причина, нарушение наказа любви к ближнему,  беспомощному человеку -люди сами все разрушают.

И в финале звучит тема города: появляется «недостойный наследник»

« Тарас Бульба». Следующая ступень отхода от Бога- самоволие. И здесь мы уже наблюдаем не только влияние на человека силы товарищества, но и силы мести. Та деталь, что Тарас и его войско убивали и младенцев (поминки по Остапу), высвечивается и обнажает трагизм души героя. Защита Православия- вот причина войны казаков с поляками. Причина казни ( не убийства) предателя Андрия, ставшего опасным сильным врагом (народный обычай- казнь, совершаемая отцом над изменником-сыном). И мы уже говорим о врагах внешних (поляки), и о врагах внутренних ( предательство, пьянство, необузданность, маловерие-не было литургической веры)

« Вий». Повесть начинается с лицемерия, двойных стандартов в образе жизни. Семинаристы отправляются на каникулы. Далее действия персонажей не соответствуют образцам поведения людей их типа. А дальше в открытую греху душу идут искушения: залюбовался красотой ведьмы, «что если поднимется?», «не вытерпел и глянул»-в герое идет борьба и он открывает путь в свою душу злу-и гибнет, т.к. слабее. В этой повести храм уже не преграда злу, т.к. духа святого нет здесь.

«Повесть о том, как поссорились…». Сатира. Но страшна повесть тем, что здесь борьба между героями мелочная, эгоистичная. И даже Бога просят они не о примирении, а о наказании врага своего. А окна церкви «обливаются дождливыми слезами». Нет Бога в душах героев.

На уроках мы стремимся к аналитическому прочтению произведений, отрывков ( если речь идет о факультативах) в сопоставлении с библейской основой, проводим сравнительный анализ, где это возможно. Учащимся предлагается обратиться и к трудам святых отцов( формулой для анализа образов « лишних людей» может стать изречение прп. Исаака Сирина « Умирись с собой. И умирятся с тобой небо и земля», вспоминаем и слова прп. Серефима Соровского «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся»-евангельской моралью стараемся проверять свои суждения на уроках.), и к литургической практике, и к духовно-нравственному осмыслению поднятых авторами проблем. Например, пушкинская «Метель» дает возможность говорить о святости брака и послушании родителям; «Горе от ума»- о фарисействе и лицемерии. « Евгений Онегин», «Отцы и дети»- варианты истории о  блудном сыне. « Мертвые души»-  возможность поговорить о заменителях, которыми не может насытиться душа: честолюбие, накопительство, гордыня; а литература о гражданской войне поможет подумать о третьей правде-Божьей ( повесть Л.Бородина «Третья правда»), о человечности ( « В ту же землю» В.Распутин)

 По мнению Н.Бердяева, « вся наша литература 19 века ранена христианской темой…Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает литературу христианской даже тогда. Когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры» .Религиозность русской литературы проявляется не только в обращенности писателей к библейским сюжетам. Все дело в том, что они смотрели на события, стремления героев с точки зрения евангельской истины, что и проявилось в их творчестве.

Напомню, что слово «педагогика» переводится с греческого как « детоводительство», т.е. совместный путь ученика и учителя, задача которого развить посредством русской классики все лучшее, изначально заложенное в его душе и предостеречь от духовных ошибок,неправильных путей.