Главная Литература Материалы для учащихся Самостоятельная работа Тема "М.Шолохов "Тихий Дон"

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Глас народа 2

Читать книги надо для того, чтобы
 

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Самостоятельная работа Тема "М.Шолохов "Тихий Дон" Печать

Тема № 8  М. Шолохов  роман-эпопея «Тихий Дон»

 

  1. 1.      Словарь

Роман-эпопея – это..

  1. 2.      Биографическая справка и перечислить произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        3. РАБОТА ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА  (дописать важные, на ваш взгляд, эпизоды частей романа)                   КНИГА  ПЕРВАЯ

Часть первая      

Часть вторая

Часть третья

Рисуется уклад жизни казачьего дореволюционного хутора Татарского в 1912г. Начинается рассказом о дикой расправе над турчанкой, женой Прокофия Мелехова, заканчивается женитьбой Григория Мелехова на Наталье Коршуновой.

Эпизоды:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развиваются семейно – бытовой план, показан конфликт между казаками и мужиками. Появляется в хуторе Штокман, вокруг него образуется кружок.

Эпизоды:

События происходят на первой мировой войне.

Эпизоды:

                   КНИГА  ВТОРАЯ.

Часть четвертая 

Часть  пятая

Февральская революция. Подготовка и начало августовского путча Корнилова.

Эпизоды:

 

 

 

 

 

 

 

 

События происходят после Октябрьской революции и в период гражданской войны.

Эпизоды:

                   КНИГА  ТРЕТЬЯ

Часть   шестая

Верхнее – Донское восстание казаков против советской власти и участие в нем Григория.

Эпизоды:

 

 

                  КНИГА   ЧЕТВЕРТАЯ.

Часть   седьмая

Часть  восьмая

Завершение гражданской войны.

Отношение автора к крестьянскому

Банды Якова Фомина)

Эпизоды: Трагические события, связанные с главными героями

 ( смерть Натальи, Дарьи, Пантелея Прокофьевича), отказ казаков от эвакуации.

 

 

 

 

 

                                       

 

 

Сложное и противоречивое

Бандитизму (на примере

Участие Григория в разбоях банды Фомина. Уход из банды. Внутренние опустошение, связанное со смертью Аксиньи. Возвращение в хутор.

3. Работа по проблемам романа-эпопеи

1. Дом, семья Мелеховых(ЭПИЗОДЫ О СУДЬБЕ ЧЛЕНОВ МЕЛЕХОВСКОЙ СЕМЬИ)

(ответить на вопросы и написать продолжение рассуждений)

Смерть  Петра___________________________ч. 6 гл. 33.

Смерть Натальи__________________________ч. 7 гл. 16.

Смерть Дарьи____________________________ч. 7 гл. 21.

Смерть Пантелея Прокофьевича____________ч. 7 гл. 27.

Смерть Ильиничны________________________ч. 8 гл. 3.

 

Начало книги и конец ее перекликаются. «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона» - вот запевные строки великого романа.

     На этом самом спуске к Дону через 10 лет встречает Григорий Мелехов сына Мишутку. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным солнцем миром».

     Неслыханной тяжести путь пролег между этими – начальной и конечной – точками жизни главного героя романа Григория Мелехова. Мелеховский курень, стоявший на краю казачьего хутора Татарского, оказался в самом центре событий мировой и русской истории, ибо волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему.

    Что же такое – дом, семья Мелеховых? От начала и до конца произведения Мелеховы существуют как единое целое: семья, дом – потому, что они частица общенародной жизни. Из таких семей был построен мир, казавшийся – и бывший – долгое время несокрушимым. Тысячелетняя крепость народной жизни.

- Вспомните судьбу Прокофия Мелехова и его жены. Случайно ли с рассказа о трагической истории этих людей начинается роман?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Любой дом держится на определенном укладе жизни. Каким был уклад мелеховского дома?

Об укладе дома Мелеховых можно говорить на примере описания мирного утра этой семьи в гл. 2-4  1 части романа. у каждого есть свои обязанности:…….

 

 

 

 

 

 

  Родители передают детям те традиции, хранителями которых они являются, а также свой жизненный опыт…

 

 

 

 

На примере отдельных эпизодов …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… мы убедились, что жизнь членов семьи Мелеховых полна труда, радости, горечи, любви и страстей.

      Так и текла бы, может, жизнь мелеховской семьи со своими радостями и бедами, но судьба распорядилась иначе. К концу романа нет на земле более ни самого дома, ни этой семьи. Вихри времени пронеслись над домом, сорвали крышу, разметали людей, навсегда, невосстановимо разрушили прежний порядок(дописать)…

 

 

 

 

 

 

 

Изучите таблицу и выделите красным –главных, зеленым - эпизодических, черным – упоминающихся персонажей , в чем заключалась трагедия каждого члена семьи, умерших героев обведите в черную рамку

 

 

 

  1. 3.     Женские образы ( назвать и охарактеризовать минимум три)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 4.      Образ Григория Мелехова

 

1. "Что же еще человеку надо?";
"Хороший казак, /…/ а вот непутевый";
"Какой-то чудаковатый";
"С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика";
"Несчастный человек". (продолжите цитирование о герое)

 

 

 

 

 

2. Расскажите о герое, опираясь на предложенные вопросы и главы

  • Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?
  • Попробуйте взглянуть на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора, своими собственными.
  • Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды?
  • Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?
  • Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление?
  • Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?
  • В чем трагедия Мелехова?
  • Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?
  • Портрет Григория (кн.1,ч.1,гл. 1, 14, 17; ч2,гл.10)
  • Природа и Григорий (гл.3)
  • Качества и сложность характера( кн.1, ч.1, гл.5,18; кн.2, ч.4,гл.4;ч.3гл.10)
  • На службе и на войне (кн.1, ч.2, гл. 21;ч.3, гл.5,10; кн.2, ч.5, гл.12,13,30; кн.3, ч.6, гл.20,36
  • «Преступление» и «наказание» героя (кн.3, ч.6, гл.63;кн.4, ч.7, гл.29)
  • Почему именно со смертью Аксиньи (кн.4, ч.8, гл.18)он понял, «что все кончено и самое страшное уже случилось»
  • Можно ли говорить о моральном крахе героя (кн.4,ч.8,гл.18). Как, по-вашему, сложится его дальнейшая судьба?
  1. 5.       Тема войны в романе (ожесточение человека на войне, 1-ая мировая война и народ, гуманизм и нравственная позиция автора – гл.5,7,8,10,12 -3 части, 3 и 4 гл.-4 части, 11,12,13, 28 -5  части, вся 6 часть)

- Как относятся Мелеховы к кодексу казачьей чести?

 

 

 

- Стал ли на войне Григорий бездушным человеком? Аргументируйте

 

 

 

- Почему Григорий спас Степана?

 

 

 

 

- К каким выводам приходит Григорий, «насмотревшись» на войну?

 

 

 

 

 

- Докажите, что автор одинаково негативно относится и жестокости Михаила Кошевого, и к садизму Митьки Коршунова.

 

 

 

 

 

 

 

- Проанализируйте эпизод (гл 24, 6 часть) расстрела заложников на хуторе Татарском по плану : как характеризует Шолохов Григория и Чубатого в этом эпизоде; каково отношение Чубатого к людям; почему его боятся лошади; были ли схватка с австрийцами необходимостью; описание пленного, опасен ли он, его поведение, отношение казаков к  нему; оценить поступок Чубатого (авторская позиция, Мелехова и личная), в чем смысл монолога автора о матерях и сыновьях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Найти слова Чумакова (8 глава) и дописать цитату

 « Вы все свои люди и никак промеж собой не столкуетесь. Ну мыслимое ли это дело!:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

- Почему Мелехов покидает Красную Армию? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

- Рассказать о том, как Гришка стал почти генералом  и что  чувствовал? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

 

 

6. Тему для самостоятельной работы можно выбрать самостоятельно из предложенных проблемных вопросов.