Главная Литература Материалы для учащихся Тезисы лекции "Литература рубежа веков" с заданиями 11 класс

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Глас народа 2

Читать книги надо для того, чтобы
 

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Тезисы лекции "Литература рубежа веков" с заданиями 11 класс Печать

Литературный процесс рубежа веков.

Тезисный план к лекции

План:

1. Ощущение исчерпанности предшествующей эпохи, кризис.

2. Новые явления социальной и культурной жизни (тех.прогресс, кинематограф, демократизация искусства, усиление контактов с мировой культурой.

3. Культура конца XIX- начала ХХ века и культура «Серебряного века»

4. Многообразие литературных направлений, течений, групп.

 

Беседа с учащимися:

• Какие политические события происходили в России в начале ХХ века?

• Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку. (необходимость перемен, три политические силы: монархисты, реформаторы, революционеры)

• Сопоставьте время, в котором мы живем, со временем рубежа веков. (сложность общественных процессов, перемены и неоднозначность их оценки, борьба идей, попытки изменить страну – реформы, терроризм)

• Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания и техники были сделаны в то время(Рентген, масса электрона, радиация, квантовая теория, теория относительности, беспроволочная связь)

 

ТЕЗИСЫ

 

1. Естествознание. Позитивизм. Самоуверенность, необходимость покорения природы (Базаров) Кризис естествознания «Материя исчезла» Тяга к мистицизму, иррационализму.

2. Сдвиг в общественном сознании. Неудовлетворенность рационально-позитивистскими основами духовной жизни. «Вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом» (В.Соловьев) Это время самого крайнего материализма вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. (Мережковский)

3. Богоискательство. Религия – синтез материального и духовного. Рождение собственной философской мысли в России. Особое значение культуры. Искусство – форма для выражения философских идей. Литература – способ установления мировой гармонии, способ достижения истины. Жрецы и поэты – одно и то же (В.Иванов)

4. Литература на рубеже веков. Противопоставления реалистов и модернистов.

Реалистическая литература: отказ от героя – носителя представлений автора. Обращение к вечным проблемам, к человеку и миру в целом, библейские мотивы и образы, фольклор.

Короленко, Горький, Куприн, Бунин, Андреев.

Пролетарские и новокрестьянские поэты.

 

Модернистские течения: преображение мира средствами искусства, содействие духовному возрождению человечества. Художник – теург, прорицатель, пророк

 

Символизм, акмеизм, футуризм.

 

Модернизм – декаданс. Отличие.

 

Различие: реализм – раздумье о судьбах человечества, Полезное искусство. Литература – придаток политики, средство борьбы (Ленин)

модернизм – преобразующая сила искусства. Чистое искусство.

Сходство: стремление к гармонии и красоте.

 

 

После лекции учащимся предлагается ответить на вопросы:

 

1. Как проявилось в русской культуре ощущение исчерпанности предшествующей эпохи?

2. Какие новые явления социальной и культурной жизни рубежа веков особенно серьезно повлияли на развитие литературы?

3. В чем причины многообразия литературных направлений? Что объединяло эти направления?