Православная педагогика
http://gramma.ru/
Полезное
Методцентр
Олимпиады и конкурсы
популярное
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
школа 411
Урок подготовки к ЕГЭ "Трудные случаи пунктуации: запятая перед союзом "и" УчительН. А. Полякова |
МОУ «Новоусманский лицей»
Конспект урока русского языка в 11 «Б» классе. Учитель русского языка и литературы – Н. А. Полякова
Тема урока «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)» Цели урока:
«Орфография»
Задача урока:
Оборудование:
Ход урока I Озвучивание целей урока.
А) Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах: Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.
Б) Определить способ образования следующих слов: Беспристрастный (¬ пристрастный; приставочный) Во-вторых (¬второй; приставочно-суффиксальный) Поневоле (¬ неволя; приставочно-суффиксальный)
В) Работа с лексическим значением слова: Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ) Укрепление, сплачивание чего-нибудь (КОНСОЛИДАЦИЯ) Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями (АЛЬТЕРНАТИВА) Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)
Г) Фонетическая работа. Во всех ли словах произносится звук [а]? Врасплох - [в р /\ с п л о х] Толерантность - [т ъ л’ и р а н т н /\ с· т’] II Работа над темой урока.
Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия запятой перед этим союзом.
Запятая перед союзом И ставится
А) В простом предложении: - между однородными членами перед повторяющимся союзом
Б) В сложном предложении:
- между частями сложносочиненного предложения
- между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И
Запятая перед союзом И не ставится
А) В простом предложении: - между однородными членами с одиночным союзом.
И на волне звезды сиянье.
Золотая моя голова. (С. Есенин)
Б) В сложном предложении: - между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения
(С. Есенин)
- между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И
То у меня была б теперь сноха И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)
В) Если союз И соединяет два назывных предложения
(У доски работают 3 ученика) Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений 1 Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом. [— =], и [= — ]. ССП
2 Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня И над пашнею счастливо созревают зеленя. [= — и —], и [ = — ]. ССП
3 Шелестят зелёные серёжки И горят серебряные росы. [ = — ], и [= — ]. ССП
4 Брожу по улицам и лужам Осенний день пуглив и дик. [ = -·- и -·-], [ — = и = ]. СБП
5 Ручей волной гремучею все ветки обдает И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт. [ — = и = ]. Простое с однородными сказуемыми.
6 Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр. (С. Есенин) [ — = и, | - · - |, = -·- и -·- -- и -- ]. Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
!!! Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений Сергея Александровича Есенина. И это не случайно: следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта. Итак, выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.
6. Работа с текстом.
(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи. (3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми. (6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев. (12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари. (13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки. (16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)
7.1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста. А) Природа в поэзии Есенина Б) Певец Весны В) Мир есенинских красок Г) Последний поэт деревни Ответ: В
7.2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ? А) Чем покорил своих читателей Есенин? Б) Каковы характерные черты есенинского стиля? В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях? Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? Ответ: Г
7.3. В каком предложении используется сравнение? А) 2 Б) 4 В) 9 Г) 12
Ответ: Г
7.4. В предложении №14 автор использует метафорическое выражение «эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает смысл этого выражения?
А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.
Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями.
В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о природе.
Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать насущные социальные проблемы. Ответ: А
7.5. В каком предложении используется составной (сложный) эпитет? А) 4 Б) 5 В) 15 Г) 16 Ответ: В
7.6. Определите, какое выразительное средство синтаксиса используется автором текста в предложении № 15? В каких стилях речи используется данный прием? Ответ: асиндетон (худ.,публиц., разговорн.)
Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер. Ответ: № 13
Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5. Ответ: связ.однородн.чл.предложения
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Читая стихи Есенина, А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал. Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле. В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство. Г) перед нами предстают яркие картины родной природы. Ответ: А
8. Домашняя работа.
¡ Напишите сочинение по прочитанному тексту. ¡ Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). ¡ Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). ¡ Объем сочинения – не менее 150 слов.
( Резервное время)
А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.
А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит. Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. Г) Тишина и безлюдье.
А) Солнце зашло и начало быстро темнеть. Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря. В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел. Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.
А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм. Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами. В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали. Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.
Ответы на тестовое задание:
1. В 2. В 3. В 4. Г
III Подведение итогов урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточный материал
Фамилия, имя_______________________________________
Тестовое задание
А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны. Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.
2. В каком случае перед союзом И нужна запятая? он не увидит.
Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Г) Тишина и безлюдье.
3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?
Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.
4. В каком случае в предложении неверно расставлены запятые? архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается. |