Готовимся к части С и В (критерии оценки) Печать

 

   При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

 

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы,

предложенной в вопросе

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;

формулирует свою позицию с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения;

фактические ошибки отсутствуют

3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не подкрепляет суждения необходимыми доводами,

и / или допускает 1 – 2 фактические ошибки

2

в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3 – 4 фактических ошибки

1

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала

3

б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала

2

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала

1

г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала

0

3. Обоснованность привлечения текста произведения

Баллы

а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ, обращение к   микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

2

в) текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария

1

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

4. Последовательность и логичность изложения

Баллы

а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов

3

б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания

2

в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе

1

г) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания

0

5. Следование нормам речи

Баллы

а) допущена 1 речевая ошибка

3

б) допущено 2 – 3 речевых ошибки

2

в) допущено 4 речевых ошибки

1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

0

 Максимальный балл

15

                  Критериии оценки части С

  1. 1.   Обнаруживает ли выпускник понимание проблемы, сформулированной в вопросе?
  2. 2.   Выдвигает ли он при ответе на вопрос необходимые тезисы и подкрепляет ли эти тезисы соответствующей аргументацией?
  3. 3.   Отображено ли в работе экзаменуемого знание общей проблематики произведения (произведений)?
  4. 4.   Допускает ли выпускник фактические ошибки или неточности?
  5. 5.   Использует ли он в своем ответе литературоведческие термины?
  6. 6.   Допускает ли экзаменуемый неточности в использовании теоретико-литературных понятий?
  7. 7.   Привлекает ли учащийся текст художественного произведения при ответе на поставленный вопрос?
  8. 8.   Дают ли привлекаемые фрагменты текста основу для собственных суждений о прочитанном?
  9. 9.   Способен ли экзаменуемый на собственную интерпретацию текста?
  10. 10.                      Удалось ли ему открыто сформулировать и разъяснить свою позицию в тексте работы?
  11. 11.                      Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы?
  12. 12.                      Связаны ли части высказывания между собой логически?
  13. 13.                      Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений или необоснованные повторы?
  14. 14.                      Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочеты? Имеются ли среди них однотипные или повторяющиеся ошибки? Затрудняет ли количество речевых ошибок понимание смысла высказывания?

 

                                                   Образцы ответов с некоторыми типами ошибок.

Задание С5.3. Почему В.В. Маяковский называл свои сатирические произведения «кавалерией острот»?

                        Владимир Владимирович Маяковский – один из самых замечательных поэтов двадцатого века. Он жил и творил в крайне тяжелую эпоху для России. Революция, Гражданская война, начало массовых репрессий – все это не могло не волновать писателя такой величины..

            Особое место в творчестве Владимира Маяковского занимают сатирические произведения. Сам поэт называл свои сатирические стихи «кавалерией острот». Действительно, автор устремляет «отточенные пики» своей сатиры в двух направления: на борьбу с мещанством и на борьбу с бюрократией.

            Его излюбленным приемом в сатирических стихах становится гротеск (совмещение реального и фантастического) и метафора. Вспомним одно из самых известных стихотворений Маяковского «Адище города»:

Адище города окна разбили

На крохотные сосущие светами адки.

Рыжие дьяволы вздымались на автомобили,

Над самым ухом взрывая гудки.

            Только Маяковский смог со всей точностью запечатлеть картину городской суеты и суматохи, которую не приемлет автор.

            Используя метафору и остроты, в стихотворении «Прозаседавшиеся» осуждает Маяковский бюрократию, новое зародившееся чиновничество. В один ряд с этим произведением становятся стихотворения «Фабрика бюрократов», «Бумажные ужасы», «Канцелярские привычки».

            Маяковский задыхается в городе, в котором живет, он протестует против существующих беспорядков. под прицел попадают не только чиновники «крупного калибра». Многие произведения обнажают мелочную сущность мещанства.

            В пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский продолжает борьбу с мещанством новой советской окраски. Сам художник слова говорил о пьесах так: «Обработанный и вошедший в комедии материал – это громада обывательских фактов». Главный персонаж пьесы «Клоп» Пьер Скрипкин (Присыпкин) – мещанин нового типа, порождение советских условий жизни. В образе Победоносикова (пьеса «Баня») Маяковский сконцентрировал многие уродливые наслоения аппаратно-управленческого свойства, к тому времени исказившие демократическую систему народовластия. Да, нас, читателей просто поражает, с какой силой, остротой автор раскрывает злободневные проблемы!

            Жизнь постоянно сталкивала поэта с бюрократией, поскольку она врастала в систему власти. Для поэта, который таки неистово торопил время, считая, что скоро придет коммунизм, окружающая действительность не должна была быть неестественной, жестокой. Не случайно, наверное, после поэмы «Хорошо!» он собирался написать поэму «Плохо». Замысел, увы, не был осуществлен, но его сатирические стихи возмещают этот пробел.

            Несмотря на мощную критическую атаку, Маяковский остался верен своим идеалам. Он вступил в противоречие с бюрократической системой, показал ее несостоятельность и бесполезность, раскрыл всю сущность мещан. Маяковский хотел вывести страну на истинный путь, полный веры, добра, правды и справедливости.

Задание С5.3.  Почему  И.А. Бунин не дал  имени главному герою рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

Это оттого, что у господина из Сан-Франциско просто нет внутреннего мира, души. – резкое начало. Всю свою жизнь он посвятил наживанию денег, созданию капитала. Герой работал в поте лица и никак не обогащал себя духовно.- фактическая ошибка , где сказано про «в поте лица»? А к зрелости, нажив состояние, он не знает, чем себя занять, потому что бездуховен. Его жизнь расписана по часам, в ней нет места культуре. Внутренний мир героя пуст и нуждается лишь во внешних впечатлениях. -= речевая ошибка У господина из Сан-Франциско отсутствует какая-либо- лишнее слово(реч.ошибка)  цель в жизни. Вся  его жизнь сводится к удовлетворению потребностей  во сне, пище, одежде.- речевая (стилистическая ошибка)  Герой даже не пытается что-либо изменить. А его смерть проходит незаметно, только жена и дочь жалеют его- логическая ошибка: первая часть предложения не связана со второй.. И возвращение домой в ящике в багажном отделении ярко говорит о  месте среди людей- речевая и логическая ошибка .(малый объем работы, речевые  и фактические ошибки, логические,  отсутствует цитирование)

 

Задание С5.3.  Что определяет драматизм звучания стихов А.А. Блока о России?

            В сложную и противоречивую эпоху перемен, в период с 1890 г. по 1917 г., в русской литературе начинается новый этап. Это время было по праву названо «Серебряным веком», потому что Россия увидела новых поэтов, новые таланты. В литературе появились модернистические- фактическая ошибка (надо: «модернистские») направления: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. Алексанр Блок был символистом.

            Одним из замечательных (лишнее слово, несет не подкрепленные ничем эмоции: чем замечательный этап, как это связано с темой-не раскрыто) этапов в творчестве Блока являются стихи о России, которые наполнены всеобъемлющим чувством любви поэта к Родине.- речевая ошибка) Блок пишет о красоте русской земли, о необычайных просторах Руси. Он восхищается родиной до глубины души(  эмоциональность без фактической опоры считается лишней). Эту традицию А. Блока продолжил в своей поэзии Сергей Есенин (фраза сказана и не развернута в отдельную мысль. Далее почему-то опять о Блоке. Такая ошибка называется логической). Александр Блок верит в спасительную силу революции, считая, что переворот приведет Россию в светлое будущее. И своей поэзией он заставляет верить других.- речевая ошибка Но Блок страдает от столкновения с реальными, а не символическими проявлениями действительности. Так, в поэме «Двенадцать» он, описывая жестокость красногвардейцев, оправдывает их действия. Он понимает, что, принося жертвы революции, люди платят цену за светлое будущее(мысль не завершена: какую цену? Или просто платят цену –и всё?).

            Таким образом, поэзия А. Блока о России обладает двояким смыслом- реч.ошибка. Она драматична, потому что в ней (пропущен глагол) и горечь за тяжелую долю, и гордость за великолепие, красоту родного народа, родной страны. Я считаю, что Александр Блок является истинным патриотом своей страны- лишняя фраза, заполняющая пространство страницы. Называется такая ошибка «избитость мысли»). Он не терял веры, надеялся, переживал и всем сердцем желал лучшего будущего своему народу.

С 5.3. Почему так трагически одинок герой ранней поэзии В.Маяковского?

 

    В своих ранних стихотворениях В.Маяковский поднимает проблему противостояния толпы и лирического героя. Герой – один, а толпа – она и есть толпа, масса. Она не слышит и не понимает лирического героя. Они разделены бездной, глубокой и непреодолимой.

    Единственное, что может связывать их через пропасть – это звук. Если хочешь, чтобы тебя услышали, нельзя говорить тихо, надо кричать. И Маяковский кричит. Кричит так, что до сих пор вырывается из его строк этот крик, полный ненависти к толпе:

                        Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста…

                        Вот вы, женщина, на вас белила густо…

   Единственное, что может спасти героя от одиночества, - это понимание. Но чтобы понять, надо слушать, а его не желают слушать те, кто так живо описан в его произведениях.

    Маяковский часто использует местоимения, подчёркивающие противостояние: с одной стороны - «я», с другой - «вы», «вам», «ваш». Например, в стихотворении «Нате!»:

        Через час отсюда в чистый переулок

        вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

        а я вам открыл столько стихов шкатулок,

        я - бесценных слов мот и транжир.

    Это настоящая борьба «вы» и «я», толпы и героя. Герой подобен ледоколу, проламывающему лёд впереди себя, хотя сзади всё замерзает снова. Он вязнет, но рвётся снова и снова, не замечая тщетности своих попыток. Толпа не понимает его. Эти люди,

         …бездарные, многие,

        думающие, нажраться лучше как…-

бедны духовно. Им, «любящим баб да блюда» (стихотворение «Вам!»), совершенно не понять богатств того, другого  мира, мира героя.

А он видит и понимает их мир и даже изменяет его:

       Я сразу смазал карту будня,

       Плеснувши краску из стакана…

Герой читает в этом мире то, что другим просто недоступно. «А вы могли бы?» - этот вопрос обращён к безмолвной толпе. Он как камень, упавший со скалы в пропасть: если она слишком глубока, то ответного звука может и не последовать. (Стихотворение «А вы могли бы?»)

   Герой чувствует своё одиночество. Он не может переделать толпу. Не может докричаться. В стихотворении «Дешёвая распродажа» герой просит «одно только слово / ласковое / человечье» за «всё, чем владеет…душа» и даже за собственное бессмертие. Но его крик: «Люди!» - уходит  вникуда.

Вы, которые «…на бабочку поэтиного сердца/взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош», - никто из вас не может оценить «драгоценнейшую корону» или просто слово, «ласковое, человечье».

В бездуховной толпе герой трагически одинок: то, самое ценное, что существует для него,  тонет в жиру и похоти толпы.

                                                   Вопросы к зачету

Пособие. «Литература. ЕГЭ 2011. Сдаем ЕГЭ.Автор. Н.Беляева.»

Часть 1. Теория литературы.

Страницы 11 и 12 Раздел «Сведения по теории и истории литературы»

Часть 2. Тестирование в режиме он-лайн в системе «СтатГрад»

Часть 3. Задание проблемного характера с развернутым ответом (часть С 5.3 по литературе конца 19-начала 20 века)

Страница 112 № 36,37,38,39,40

Страница 113 № 1, 2, 3,4, 5,6, 9, 10, 12, 13, 14, 15,17, 18