Тренинг "Учимся писать сочинение на литературную тему" Печать

                                   Подготовка к написанию сочинений
Задание:
Сравните приведенные ниже вступления к сочинению. Проанализируйте их недостатки. Напишите свое вступление к сочинению по той же теме.

Вариант 1 (легкий)

"Чичиков на балу у губернатора" (анализ эпизода из 1 главы поэмы).

1) Этот эпизод – один из самых важных эпизодов поэмы. Так как в этом эпизоде показывается знакомство Чичикова с другими персонажами поэмы.

2) Герой поэмы "Мертвые души" Чичиков приезжает в город N, где знакомится со здешними помещиками, а также с верхушкой власти – прокурором, почтмейстером и губернатором. Чичиков тут же приглашается на бал к губернатору, где знакомится с другими уважаемыми в городе N людьми.

3) С первых страниц поэмы "Мертвые души", попав вместе с Чичиковым на бал к губернатору, нам раскрываются некоторые черты характера Чичикова, которые в последующем повествовании раскрываются более зримо.

Вариант 2

Смысл финала драматического произведения (на примере пьесы М. Горького "На дне").

1) Горький сказал, что эта пьеса в первую очередь философская: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?" Он лгал для того, чтобы им помочь, вытащить со "дна" общества.
В финале пьесы кончает жизнь самоубийством Актер, что подтолкнуло его на это? Возможно, из-за того, что Лука рассказал ему о бесплатной больнице для алкоголиков, он вселил в него надежду, для Актера это стало смыслом жизни. Но, узнав о том, что это ложь, он не смог пережить этого разочарования и удавился. Возникает еще один вопрос: каким должен быть человек?

2) У пьесы "На дне" как бы два плана – социальный и философский. Подвал, пещера, дно – это обозначения целого мира со своими законами, с соответствующим населением, являющегося отражением "верхней вселенной". Все обитатели "дна" откуда-то упали, все они "бывшие": бывший актер, бывший работник телеграфа, бывший скорняк.

3) В произведении Горького "На дне" одной из главных тем является тема правды и лжи. Нужна ли ложь для спасения человека, или достаточно одной правды? Всегда ли правда может помочь человеку в его переживаниях? Иногда для спасения человека нужно лишь подтолкнуть его, дать надежду на лучшее. Может, даже немного соврать. Но эта ложь будет спасительной.

4) Почему пьеса Горького "На дне" заканчивается так трагично? Почему гибнет Актер, почему мы видим такое равнодушное отношение к смерти Анны? Почему Лука, единственный, кто способен был что-нибудь изменить в жизни этих людей, не смог ничего сделать?
Ответить на эти вопросы можно, только поняв основную цель автора: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский".

Вариант 3 (сложный)

Тема семьи в одном из произведений русской литературы.

1) Одним из главных моментов в произведениях русской литературы является тема семьи. Многие авторы сильно заостряют на ней внимание, так как именно с семьей связаны все основные события в жизни человека.

2) (списано - С.И.) Роман "Война и мир" – одно из центральных произведений Л.Н. Толстого. Несмотря на обилие, множество персонажей и событий, это в первую очередь произведение о людях. На фоне масштабных исторических событий Толстой раскрывает нам семейную жизнь человека. Жизнь эта основана в служении своим родным, своей семье. И наиболее ярко это воплотилось в образах женщин, в первую очередь Наташи Ростовой и Марьи Болконской. На протяжении всего произведения складывается такое впечатление, что Толстой ведет своих героинь через все жизненные трудности и преграды к идеалу частной жизни – семье.

3) Для многих тема семьи обуславливается отношениями родителей и детей, мужей и жен, то есть кульминационной частью романтических отношений любящих друг друга людей. Но эта тема, тема семьи, многообразна и неоднородна. Поэтому в нее входит и начальная стадия образования семейных уз.

4) Проблемы семьи всегда занимали особое место в творчестве как русских классиков, так и современных писателей. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим за воссоздание определенного образа жизни.

5) Семья – это одно из важнейших составляющих счастья человека. Семья – это та среда, в которой мы начинаем жить. Именно в ней из нас воспитывают человека. Заслуга наших родителей в том, какими мы выросли. И естественно, что мы им благодарны, что любим их, но не всегда взаимоотношения родителей и детей бесконфликтны. Проблема отцов и детей существовала вечно. Я уверена, что она будет всегда. Но особенно эта проблема обостряется в переломные моменты развития общества, когда у младшего поколения начинает формироваться собственное мнение, идущее вразрез с мнением старших. Именно такое время в истории России (60-е годы XIX века) описывается в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Зачетная работа № 2.

Вариант 1

Задание: Ниже приведены 10 вступлений к сочинению по одной и той же теме: "Есть – люди, а есть – иные – и человеки…" (по пьесе М. Горького "На дне"). Сравните эти вступления, выберите то из них, которое вы сочтете лучшим, и письменно объясните свой выбор. Напишите о недостатках остальных девяти вступлений.

1) Лука готов помочь всем людям, но не все в этом нуждаются, и не все способны понять его. Костылеву или Василисе не нужно чужое сочувствие, поэтому они и не понимают чужого горя, в их душах нет места добрым чувствам. "Есть земля неудобная для посева… и есть урожайная земля…" Души таких людей, как Костылев, – неурожайная земля. Ничто не заставит этих людей помогать другим, если только им это не выгодно. Другие же, как Лука, могут понять чужое горе и помочь человеку, дать ему надежду.

2) Немало людей думают, что за каждое сказанное ими доброе слово они будут вознаграждены. Такие люди все делают ради себя, а не ради того, кому помогают. В таком обществе жить очень тяжело. Каждому нужно понимание, поддержка со стороны, уважение. А если этого нет?

3) Периодически в нашей жизни появляются люди, которые меняют нашу жизнь в лучшую сторону, влияют на нас, благодаря им наша жизнь становится живее и насыщенней, самое главное, у нас появляется вера в себя, в свои силы, и мы твердыми шагами идем к намеченной цели.
Но сначала… Ты не знаешь, кто находится рядом с тобой, что это за человек, может быть, даже сперва пугаешься его доброты и простодушия, ведь странно, когда человек бескорыстно к тебе относится, ты не понимаешь и приписываешь это к глупостям. Он для тебя как чистый лист бумаги, на котором постепенно появляются контуры и очертания. И когда ты узнаешь его поближе, ты понимаешь, что этот человек стал частью твоей жизни, тебе становится интересно жить, ты легче переносишь неприятности. Ты действительно дорожишь им, потому что он заставляет тебя задуматься над тем, о чем ты раньше не размышлял, о том, что надо ценить и уважать людей, у которых доброе сердце. Ведь такие люди заслуживают всего самого лучшего. Рядом с таким человеком ты не чувствуешь себя полным неудачником в трудные минуты, ведь у тебя есть его поддержка, забота. А забота нужна каждому из нас…
Именно такой человек появляется среди героев пьесы "На дне". (Объем сочинения – 5 листов. - С.И.)

4) Есть люди богатые, а есть люди бедные. Богатый человек может потерять всё: семью, хорошую работу, положение в обществе и даже имя – и опуститься на самое дно. И нищий всего этого может добиться, если очень захочет. Ведь высшее общество когда-то с чего-то начиналось. В ночлежке Костылевых обитают люди, находящиеся на дне общества, но в прошлом каждый из них пережил свой конфликт с обществом.

5) Интерес к пьесе "На дне" объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей на "дне". Прежде в русской литературе рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле. В основном о людях, принадлежавших к высшему обществу. Теперь же слово было предоставлено людям, которых не слушали и не замечали.
Человек и его предназначение занимают очень много места в разговорах ночлежников. Все мы хорошо знаем таинственного странника, который принес с собой море несчастья – открыл глаза обитателям "дна". Лука выступает в пьесе как новая теория, теория человечности. Мы знаем великую фразу Сатина: "Человек! Это – великолепно!" В отличие от Луки, для него "существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!" А тут мы видим мнение Луки: "Есть – люди, а есть – иные – и человеки…" И дело не в том, жалеет ли старик людей и хочет ли он помочь им своими утешениями, а в том, как он понимает людей, как оценивает человека.

6) Это говорит Лука Костылеву, когда он ему сказал:
"А ты… какой ты странник?.. Пачпорт не имеешь. Хороший человек должен иметь пачпорт… все хорошие люди пачпорта имеют… да!..
Лука. Есть – люди, а есть – иные – и человеки…"
Лука ему объясняет, что "есть земля неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней – родит…"
Сказав это, он имеет в виду, что есть люди, которые имеют "пачпорт" и многое другое, но толку от них мало, но есть и "человеки", не имеющие многого, а пользы от них много, как от урожайной земли.

7) Само название пьесы обвиняет общество, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их, лишая чести и достоинства.
Костылев сказал Луке: " Хороший человек должен иметь пачпорт… все хорошие люди пачпорта имеют… да!.." Лука ответил ему: "Есть – люди, а есть – иные – и человеки…" Он считает, что если у человека есть "пачпорт", то это не значит, что от него есть толк, человек без "пачпорта" может принести больше пользы обществу, чем человек, имеющий "пачпорт". 8) Настоящий человек должен не унижать другого, а помогать ему. Лука любит людей, он верит в них и пытается помочь. А такие, как Костылев и Василиса, – черствые, бездушные люди. Костылев забирает у босяков последние копейки, этим обрекая их на голод.
Предметом спора Луки с Костылевым становится рассуждение о том, что важнее иметь человеку: паспорт или душевные качества. Костылев утверждает, что человек без бумаги – плохой человек: "… Пачпорта не имеешь. Хороший человек должен иметь пачпорт… все хорошие люди пачпорта имеют… да!.." – на что получает ответ Луки: "Есть земля неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней – родит…" Имея в виду, что не бумага определяет человека, а его личность, ум.

9) До появления Луки жители ночлежки не думали о спасении, о другой жизни. Лука вселил во многих из них надежду на светлое будущее. Он начал помогать тем, кто нуждался в его помощи. Одни приняли его помощь, другие нет.
Лука говорит: Есть – люди, а есть – иные – и человеки". Он сравнивает людей и человек с землей: " Есть земля неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней – родит…"
То есть, если у человека есть душа и он способен "идти вперед", если он очень хочет чего-то и у него есть вера, то у него всё получится.

10) Основная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее: горькая правда или красивая ложь.

Вариант 2

Задание: Напишите вступления к сочинениям по предложенным темам:

1. Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы.

2. Финальное объяснение Онегина и Татьяны. (Анализ эпизода из 8 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".)

3. Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского "Гроза".

4. Художественное своеобразие одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

5. Базаров и его мнимые единомышленники