Как составить реферат
ПАМЯТКА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
УТОЧНИМ ПОНЯТИЯ.
В работе с источниками информации (печатными изданиями, аудиовизуальными материалами, в том числе, и в электронной форме) приходится (часто по заданию учителя) составлять так называемый «вторичный» текст: тезисы, конспект, реферат.
Всякий «вторичный» текст представляет собой результат углублённого знакомства (может быть, даже изучении), осмысления, анализа, сопоставления с уже имеющимися сведениями о предмете и, что очень важно, имеет задачу долговременного хранения «свёрнутой» информации для неоднократного использования.
Дело это непростое. Оно требует, прежде всего, чёткого и однозначного понимания самой формы представления материала.
Сегодня мы будем говорить о реферате. Поскольку и словарные толкования, и употребления этого слова в различных контекстах допускают различия в его понимании, примем рабочее определение: Реферат есть краткое изложение сущности какого-либо вопроса.
Сформируем и согласуем с учителем основные требования.
Строго говоря, школьный реферат может основываться только на некоторых источниках информации (книгах, статьях, Интернет-ресурсах). Но в особых случаях, если, например, учащиеся выполнили самостоятельные творческие или лабораторные работы, вели наблюдения по близкой теме, учитель вправе потребовать, чтобы описание результатов было включено в реферат. Это нужно представлять с самого начала.
Отдельно скажем о желательном объёме. Целесообразнее; всего ориентироваться на минимум, заданный учителем (это дисциплинирует), но помнить и о максимуме количества страниц, поскольку может накопиться интересный материал, который жалко будем не показать. Краткость же изложения мыслей не только признак таланта, но и результат определённого тренинга, опыта.
И, наконец, необходимо получить консультацию о правилах оформления работы: необходимости наличия плана, приложений, оформлении ссылок в тексте, списка использованной литературы.
План-схема реферата
План-схема реферата
|
Доля раздела в общем объёме
|
Характер используемой литературы
|
Примечания
|
1. Вступление
|
~5%
|
Начать работу (даже реферат по физике) помогают иногда вроде бы не относящиеся к делу ассоциации, неожиданные воспоминания: запомнившаяся цитата из детской книжки, строчка из стихотворения, поразивший когда-то случай и даже сон...
|
Возможно личностное, эмоциональное вступление, отражающее отношение к длимому предмету или теме, степень интереса, широту имеющихся сведений и т.п.
|
2. История вопроса
|
~15%
|
Учебник, энциклопедии, предисловия или послесловия в научно- познавательных изданиях.
|
Без исторического экскурса не обойтись, но слишком увлекаться не нужно.
|
3. Основное содержание.
А. Уточнение темы с обоснованием.
Б. Современное состояние разработки вопроса или наиболее распространенное представление, о каком- либо предмете, явлении, проблеме (с упоминанием имен, конкретных примеров).
В. Альтернативные точки зрения (также с упоминанием имен и, возможно, со своим отношением).
Г. Результаты самостоятельного исследования, проведенных наблюдений, опытов.
|
~50%
|
Энциклопедии последних 10 лет издания (например, «Аванта+», «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия - 2002» на CD), учебные и научно- познавательные книги (также последних лет издания), статьи в научно- популярных журналах («Наука и жизнь», «Знание- сила», «Химия и жизнь», «Техника молодежи», «Юный техник» и др.)
|
Главные усилия и основное время нужно посвятить этой части работы. Уточнение темы обязательно будет связано с некоторым самоограничением. Лучше сконцентрироваться и глубже разобраться в одном- двух аспектах выбранной проблемы, чем утонуть во многих. Широту же работы обеспечит «исторический» раздел (2) и следующий (4). Попробуйте разобраться в разных подходах, разных теориях или гипотезах, по поводу выбранных вами для рассмотрения проблем. Если возникнут какие-либо предпочтения, какие- то аргументы покажутся более убедительными, обязательно об этом напишите.
|
4. Связь рассматриваемого вопроса с другими областями знаний, отраслями промышленности и т. п.
|
~10%
|
Современные энциклопедии, научно-познавательные книги.
|
|
5. заключение. Резюме. Выводы.
|
~20%
|
|
Кроме краткого резюме о проделанной по составлению реферата работе нужно остановиться на прикладном значении рассматриваемого вопроса, на применении в промышленности, для развития новых направлений науки и т.п.
|
6. Приложение.
A. Список использованной литературы.
- Таблицы, диаграммы, графики.
- Фото, рисунки.
D. Схемы.
|
Без ограничения объема.
|
|
Для оформления списка использованной литературы необходимо придерживаться правила библиографического описания произведений печати. В качестве обрасца можно использовать библиографическое описание конкретного издания на обороте его титульного листа. Статьи и сборников и журналов описываются несколько иначе. Об этом нужно проконсультироваться у библиотекаря. Материал приложения может отчасти повторять доказательную часть реферата. Но он может быть более дщетальным, подробным и развернутым.
|
|