Алгоритм написания конспекта урока по литературе
- Определите общие дидактические основания преподавания литературы: авторитарные, коммуникативные; традиционные, личностно-ориентированные; статус школы, класса, программы.
- Выберите принципы обучения и принципы, регламентирующие образовательный процесс.
- Определите место урока в данной теме, в курсе, в программе по литературе.
- Сформулируйте тему урока.
- Определите литературоведческую концепцию урока. Отберите историко-литературный материал.
- Определите цель и задачи урока, основные вопросы урока.
- Определите форму проведения урока.
- Определите главный вопрос урока, сформулируйте его как проблемный.
- Определите основные учебные ситуации урока, их последовательность (опрос, работа с текстом, домашнее задание и др.).
- Разработайте учебные ситуации. Сформулируйте выводы по каждой учебной ситуации.
- Особое внимание обратите на выбор способов освоения изучаемого художественного произведения: виды чтения, пути анализа и интерпретации, на то, какие специальные умения вы будете формировать в ходе урока.
- Продумайте характер и последовательность катехизирования по каждой учебной ситуации. Учтите, что в условиях катехизирования должны развиваться разные стороны читательского восприятия.
- Продумайте способы организации эмоциональной атмосферы урока.
- Определите возможности формирования читательских и литературно-творческих способностей учащихся.
- Выберите методы, формы, приемы и средства обучения.
- Разработайте программу развития речи, устной и письменной, диалоговой, полилоговой, монологической.
- Определите объем и характер изучения теоретико-литературных понятий.
- Определите роль учителя и учащихся в уроке, объем и виды деятельности учителя и учащихся, объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности, формы сотрудничества.
- Продумайте задания для коллективной, групповой, индивидуальной работы на уроке.
- Определите объем и виды самостоятельной работы учащихся.
- Продумайте пути актуализации базовых знаний учащихся.
- Продумайте возможности использования педагогического диагностирования.
- Определите общий объем знаний, умений, навыков.
- Продумайте способы активизации деятельности учащихся. Разработайте несколько проблемных ситуаций, продумайте пути их разрешения.
- Продумайте возможности использования внутрипредметных и межпредметных связей, других видов искусства.
- Продумайте оборудование урока.
- Определите систему отслеживания и контроля результатов обучения.
- Определите те виды деятельности учащихся, которые будут оценены Вами.
- Определите пути формирования осознанного отношения к учению, предложите учащимся специальные задания.
- Определите предполагаемый темп урока.
- Продумайте домашнее задание. Не забывайте, что задания должны быть не только закрепляющими, обобщающими, углубляющими, но и опережающими.
- Ответьте на главный вопрос урока.
- Продумайте "переходы" от одной учебной ситуации к другой для того, чтобы урок приобрел композиционную значимость.
- Оформите конспект урока литературы.
NB! В конспекте обязательно должны быть указаны: класс, программа, тема, цель и задачи, оборудование.
Лист при написании конспекта делится на три графы:
Учебные ситуации урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
|
|
|
Автор алгоритма учитель литературы Анна Викторовна Белова
|