ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (лекционный материал для учащихся 8 классов) Печать

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(лекционный материал для учащихся 8 классов)

Урок 1

Цель:         - показать своеобразие и многожанровость древнерусской литературы, определить её значение для современности;

                   - дать понятие об основных принципах изображения человека в древнерусской литературе, формировать целостное понятие об эпохе;

                   - прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.

 

ХОД УРОКА.

1.      Организационный момент.

2.      Сообщение темы, цели, плана урока.

3.      Основная часть.

 

1)      Лекция с элементами беседы.

         Сегодня мы знакомимся с истоками русской литературы – древнерусской литературой.

 

 - Как вы думаете, для чего мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что даёт эта литература современным читателям?

 

         Долгое время, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни… И вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения…

 

Запись: Летопись – это произведение далёкого прошлого, «описание лет».

 

         Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Но воспринять искусство древности непросто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современным произведениям.

         Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

 

Запись: Заголовок: Особенности древнерусской литературы.

Древнерусская литература возникла в X веке в связи с принятием христианства на Руси.

 

         Древняя Русь X – XI вв. была одной из самых могущественных держав в Европе. Единое раннефеодальное государство наших предков складывалось вокруг Киева и Новгорода.

 

Запись: Принятие христианства при Владимире Святославиче в 988г. укрепило политические, экономические, культурные связи древнерусского государства с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей и другими европейскими странами.

 

В то время русский и болгарский языки лишь незначительно отличались друг от друга. Из Болгарии в Древней Руси была заимствована азбука, которую создали ещё в IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий, уроженцы города Солуни. По имени создателя Кирилла азбука получила название кириллицы.

 

Запись: В IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку, которая получила название кириллицы.

 

         С появлением азбуки грамотность становилась достоянием всех слоёв общества, Писать и читать умели не только высокопоставленные лица и служители церкви, но и простолюдины. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами при раскопках в Новгороде.

         В Древней Руси книга была рукописной. Рукопись изготавливалась из особым образом выделанной кожи – пергамента. Написанные листы сшивали в сборник, который переплетали в деревянные доски, обтянутые кожей или тканью. По свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь киноварью, заставочный писец – заставки и буквицы, живописец иконный – миниатюры. Златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец оформляли оклад. Книжные переплёты украшались драгоценными камнями. Из этого можно заключить, что книга пользовалась на Руси любовью и почётом. В одной из древних рукописей говорится: «От книжных слов приобретаем мы мудрость. Они ведь реки, напояющие вселенную, они источники мудрости, в книгах несчётная глубина, ими мы в печали утешаемся…»

Уже первые памятники письменности Киевской Руси отличаются глубиной содержания и совершенством формы.

Как могли появиться такие зрелые произведения в самом начале существования древнерусской литературы? Они появились потому, что в Древней Руси уже существовала богатая устная народная словесность.

На XI – XIII вв. приходится расцвет древнерусской культуры. Строятся города, создаются нарядные княжеские палаты и величественные соборы. Во Владимире, Новгороде, Пскове, Суздале, Киеве, Чернигове до сих пор сохранились здания, построенные в XI – XIII вв.

По мере развития экономики, культуры и просвещения в древнерусском государством появлялось всё больше рукописных книг. Это были и переводы древнегреческих, древнеримских и византийских авторов, и книги по истории, географии, естествознанию; романы, сборники легенд и сказок.

 

Запись: Самая древняя из дошедших до нас книг – Остромирово евангелие, переписанное дьяконом Григорием в 1056-1057 годах.

 

Запись: Заголовок: Древнерусские литературные жанры XI XII веков.

                            Церковные                                       Светские

                                                                                             

1) Проповедь (поучение) – назидательная       1) Историческая повесть.

речь религиозного характера.                          2) Историческое сказание.

2) Хождение – описание путешествий            3) Летописи.

к святым местам.

3) Житие – биография и подвиги святых,

прославление их духовных качеств.

 

Кроме переводных произведений создавались исторические труды – летописи.

Летописцы не только фиксировали то, чему сами были свидетелями, но и стремились воссоздать общую картину прошлого Русской земли.

Запись: Первым летописцем был монах Киево-Печёрского монастыря Никон.

 

         Жизнь его была полна бурных событий, он активно участвовал в политической борьбе против Киевских князей. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, в 1073г., он составил летопись.

         Труд Никона продолжили другие. В течение нескольких десятилетий создавалась многими авторами грандиозная по охвату исторических событий летопись «Повесть временных лет» (временных – минувших). В начале XII в. все записи были сведены в единое целое летописцем Киево-Печёрского монастыря Нестором. До нас дошла эта повесть переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

 

Запись: В 1073г. монах Никон создал «Повесть временных лет», которая была дополнена монахом Нестором, а затем доработана монахом Сильвестром.

 

         О «Повести временных лет» пойдёт речь на следующем уроке.


 

 

Урок 2

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»  КАК НАЧАЛО РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ.

 

Цель:          - познакомить с историей создания и изучения древнейшей из дошедших до нас русских летописей;

          - проанализировать отрывки из повести, отметить особенности стиля;

          - прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.

 

ХОД УРОКА.

1.      Организационный момент.

2.      Сообщение темы, цели, плана урока.

3.      Основная часть.

 

1)      Продолжение лекции.

Доска: «Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевъ нача перье княжити, и откуда русская земля стала есть».

 - так торжественно начинается древний летописный свод.

 

Запись: «Повесть временных лет» - древнейшая из дошедших до нас русских летописей. Она повествует о возникновении древнерусского государства, о его первых князьях – Игоре, Ольге, Святославе, Владимире.

 

Запись: По своему составу летописный свод включает различные жанры литературы той эпохи – повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания.

 

         Перед летописцем стояла грандиозная задача: написать историю русского государства как часть всемирной истории. Повесть отличается своеобразным юмором и художественностью, искусством диалога и рассказа, стремлением показать историю Руси на фоне мировых событий.

 

2)      Раздаточный материал.

Из похвалы князю Ярославу и книгам

(Отрывок из «Повести временных лет)

Велика бо бываеть полза отъ учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…

 

(Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…)

 

 

Владимир Мономах - Великий князь Киевский (1053 – 1125)

 

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь…

            В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

            Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.

            Если же вам придётся крест целовать, то, поверив сердце своё, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

            Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время.

            Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

            Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

            Если забудете это, то почаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не стыдно будет, и вам будет хорошо.

            Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…

 


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

 

 

Для чего мы изучаем произведения древнерусской литературы?

 

 

Как отразилось на культуре Древней Руси принятие христианства?

 

 

Расскажите, какими были книги в Древней Руси.

 

 

 

Назовите создателей азбуки.

 

 

 

Что такое летопись?

 

 

Перечислите жанры древнерусской литературы.

 

 

Кто является авторами летописей?

 

 

Как называется самая древняя из дошедших до нас книг?

 

 

Как создавались летописи?

 

 

О чём рассказывает «Повесть временных лет»?

 

 

Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

 

 

О чём говорит в своём «Поучении» Владимир Мономах?