Урок по творчеству Тютчева Печать
В  мастерской Ф.И. Тютчева 
  
Цель:        Развитие творческих способностей учащихся путем индивидуального погружения и работы в группах
Ход урока: 
  
Запись эпиграфа:           По свойствам своего таланта господин Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникала соответствующая яркая мысль. /А.А. Фет/
 
1 этап.       Представьте, что перед вами мудрец. Запишите 2 вопроса к нему,
Индивидуальная           на которые вы бы хотели услышать ответ.
работа
Например:            -    Что есть Бог?
-                                     Бессмертна ли душа?
                           (Самые интересные вопросы из числа услышанных тоже записываются)
-                                     Тем ли я занимаюсь в жизни?
-                                     Каким будет путь России?
 
2 этап.       Выберите пару стихотворений, которые вам наиболее
Работа с текстом              понравились:
Например:            - «День и ночь»
- «Волна и душа» 
- «Душа хотела б быть звездой…»
- «Как океан объемлет шар земной…»
                               - «Смотри, как на речном просторе…»
- «О чем ты воешь, ветр ночной…»
- «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»
- «Сон на море».
 
Работа в группах      Выпишите из своей пары стихотворений повторяющиеся слова-
образы,  обозначающие:
1.         Цвет
2.         Очертания
3.         Звуки
4.         Чувства
5.         Смысл
 Например:        Цвет: радужный, темнота, ночной.
Очертания: всеобъемлющие, малые, большие, утратив (образ), тая, сольются, беспредельный, хаос (как отсутствие очертания)…
Звуки: оживших (вод), за льдиной льдина плывет, воешь, сетуешь, голос, глухо, шумный, взрываешь, звуки, неистовые стихии, жалобный…
Чувства: безразличны, как стихия, жаждет слиться, безумно, неистовые…
Смысл: стихия, хаос, ночная душа (непознаваемость, неуправляемость, противоречивость, загадочность), роковой, судьба (предопределенность).
Вывод: Вселенная, мир – это всеобъемлющее море. Миллионы человеческих «я» составляют этот мир, подобно «льдинам, «малым и большим», странствующим по морю.
Формирование               Поделитесь своими находками внутри группы, объясните друг
коммуникативных        другу, чем эти слова важны.
навыков   Подготовьте выступление от вашей группы на тему: «Важные для Тютчева образы».
       (Записывайте выступления других групп – это копилка сочинений).
  
Подведение итогов по   
первым этапам работы 
Например:            Творчество Тютчева о мироздании, о человеке в нем. Общее звучание поэтики – тревога.
 
3 этап.                               Выберите одно слово (необязательно из текста стихотворений), 
Творческая работа        которое созвучно вашему сегодняшнему состоянию.
Например:            Душа.
 
                               Подберите слова-ассоциации по смыслу и по звучанию.
                                          Для удобства составьте следующую таблицу:
Душа
Душа
По смыслу
По звучанию
Вселенная
Бог
бессмертие
человек
дом
родина
звезда
ангел
не спеша
кружа
тишина
пороша
 
Из разных граф выберите по одному слову и составьте с ними словосочетание.           
Например: ангел                          } кружение ангелов
                               кружа
Ваше словосочетание – название вашей творческой работы (текст прозаический или стихотворный), состоящий из 4-5 связных предложений. Глядя в текст стихотворений, записи в тетради, напишите свой текст на выбранную вами тему.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Например:            Кружение ангелов
                               Что есть душа?
                               Куда уходим
                               Мы после смерти, не спеша?
                               Иль это верно:
                               В хороводе
                               Бесплотных ангелов кружа,
                               Мы растворимся во Вселенной,
                               Чтобы сгуститься до звезды –
       Взирать с ночного небосклона
       Напоминанием судьбы.
 
4 этап.                              Что выдумаете по поводу того, что вы сейчас прожили?
Подведение итогов урока.