В мастерской Ф.И. Тютчева
Цель: Развитие творческих способностей учащихся путем индивидуального погружения и работы в группах
Ход урока:
Запись эпиграфа: По свойствам своего таланта господин Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникала соответствующая яркая мысль. /А.А. Фет/
1 этап. Представьте, что перед вами мудрец. Запишите 2 вопроса к нему,
Индивидуальная на которые вы бы хотели услышать ответ.
работа
Например: - Что есть Бог?
- Бессмертна ли душа?
(Самые интересные вопросы из числа услышанных тоже записываются)
- Тем ли я занимаюсь в жизни?
- Каким будет путь России?
2 этап. Выберите пару стихотворений, которые вам наиболее
Работа с текстом понравились:
Например: - «День и ночь»
- «Волна и душа»
- «Душа хотела б быть звездой…»
- «Как океан объемлет шар земной…»
- «Смотри, как на речном просторе…»
- «О чем ты воешь, ветр ночной…»
- «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»
- «Сон на море».
Работа в группах Выпишите из своей пары стихотворений повторяющиеся слова-
образы, обозначающие:
1. Цвет
2. Очертания
3. Звуки
4. Чувства
5. Смысл
Например: Цвет: радужный, темнота, ночной.
Очертания: всеобъемлющие, малые, большие, утратив (образ), тая, сольются, беспредельный, хаос (как отсутствие очертания)…
Звуки: оживших (вод), за льдиной льдина плывет, воешь, сетуешь, голос, глухо, шумный, взрываешь, звуки, неистовые стихии, жалобный…
Чувства: безразличны, как стихия, жаждет слиться, безумно, неистовые…
Смысл: стихия, хаос, ночная душа (непознаваемость, неуправляемость, противоречивость, загадочность), роковой, судьба (предопределенность).
Вывод: Вселенная, мир – это всеобъемлющее море. Миллионы человеческих «я» составляют этот мир, подобно «льдинам, «малым и большим», странствующим по морю.
Формирование Поделитесь своими находками внутри группы, объясните друг
коммуникативных другу, чем эти слова важны.
навыков Подготовьте выступление от вашей группы на тему: «Важные для Тютчева образы».
(Записывайте выступления других групп – это копилка сочинений).
Подведение итогов по
первым этапам работы
Например: Творчество Тютчева о мироздании, о человеке в нем. Общее звучание поэтики – тревога.
3 этап. Выберите одно слово (необязательно из текста стихотворений),
Творческая работа которое созвучно вашему сегодняшнему состоянию.
Например: Душа.
Подберите слова-ассоциации по смыслу и по звучанию.
Для удобства составьте следующую таблицу:
Душа
|
Душа
|
По смыслу
|
По звучанию
|
Вселенная
Бог
бессмертие
человек
дом
родина
звезда
ангел
|
не спеша
кружа
тишина
пороша
|
Из разных граф выберите по одному слову и составьте с ними словосочетание.
Например: ангел } кружение ангелов
кружа
Ваше словосочетание – название вашей творческой работы (текст прозаический или стихотворный), состоящий из 4-5 связных предложений. Глядя в текст стихотворений, записи в тетради, напишите свой текст на выбранную вами тему.
Например: Кружение ангелов
Что есть душа?
Куда уходим
Мы после смерти, не спеша?
Иль это верно:
В хороводе
Бесплотных ангелов кружа,
Мы растворимся во Вселенной,
Чтобы сгуститься до звезды –
Взирать с ночного небосклона
Напоминанием судьбы.
4 этап. Что выдумаете по поводу того, что вы сейчас прожили?
Подведение итогов урока.
|