"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..." Печать
Добавил(а) Платонова И.И.   

Эссе на тему «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Что наша жизнь? Цепь открытий: больших и маленьких, важных и не очень, открытий для ума и открытий для души…Маленький человечек, чтобы стать Большим,  делает важные для себя открытия, постигая окружающий мир сначала осязаемо: вот первая улыбка, вот первое слово, вот первый шаг…И всё  познается и изучается им сначала через  личный опыт: упал-поднялся,  горько-сладко, свой-чужой…а рядом первые учителя и наставники -родители. Но время идет ,  окружающий мир  становится всё непонятнее и запутаннее …и родители не всегда могут расширить горизонт непознанного, а опыт уже не всегда ведет к радостным «чудным» открытиям, а становится порой , по Пушкину, «трудным» этапом постижения непознанного -набив шишки, человек мудреет, но это трудный путь… “Век живи, век учись”, - говорит народная поговорка. Вся наша жизнь есть учебно-воспитательный процесс, наполненный  примерами  спасительными  и пагубными, жизнь просвЕщает и просвЯщает каждого.

Кто такой учитель?  Мне очень близки слова нашего замечательного  философа И. А. Ильина: «Русский учитель должен прежде всего прочувствовать свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности , а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке <…>совесть, достоинство, честь». По сути, речь опять идет о просвЕщении ума и просвЯщении души.

Так как и чему учить? Рано или поздно маленький человек, взрослея, задаст себе или другим  трудные вечные вопросы: стоит ли помогать людям, если не уверен, что они помогут тебе? Надо ли быть добрым? Насколько честным необходимо быть в жизни? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его уважали? Что такое любовь и какая она бывает? Может ли человек изменить свою судьбу? Что дает вера в Бога человеку и обществу? В чем оно, счастье? Для чего я живу? Современный мир давно приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой и навязчиво, предлагает их с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, Интернета... Деньги, сила, власть – вот приоритеты современного общества. Да так, в общем, было и раньше. «Раскройте любую из 50-ти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. Чего хотят там люди? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один». Эти слова Стефана Цвейга можно с полным правом отнести и к другим произведениям русской литературы. Наша литература -литература православная, духовная, нравственно ориентируемая.

Чем мы можем помочь юному созданию, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни? Трудно противостоять потоку насилия и соблазна с телеэкрана, монитора, дыркам в идеологии, проколам в образовательной политике и, несмотря ни  на что, продолжать «сеять разумное, доброе, вечное». Именно учитель-словесник может это. Ведь наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение «вечных» вопросов именно потому, что  русская литература запечатлела в слове  жизненный опыт человека-опыт  ошибок и духовного просветления. Я очень люблю читать с учениками произведения древнерусской литературы, «книги совестные». Напрашиваются параллели: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом и смыслом жизни, как они делали  выбор и как отвечали своей жизнью  на вечные совестные вопросы, терзающие думающих людей, каким мы и стремимся воспитать наших учеников. Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, ведь тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Евангельской моралью стараемся мы с детьми поверять свои суждения на уроках. Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.

И ни активная общественная деятельность (вспомним Рудина, Базарова), ни научное мировоззрение (вспомним Бельтова, героя чеховского рассказа «Скучная история», выдающегося ученого) не дают удовлетворительного ответа на вопрос «для чего я живу?» Все подобные изыскания просто бессмысленны перед базаровским «лопухом»: «ну будет он (т.е. мужик) в белой избе жить, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?»

В том-то и смысл пророческого служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, «что есть истина», помогать нам в ее постижении, в этом просвЯщении души, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению «вечных» проблем, предостеречь от неправильных путей.

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов. «Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией - и не будет России на свете»,- вот так, с болью, предостережением,  писал Патриарх всея Руси Алексий II. Когда-то эта простая мысль об ответственности и особой миссии именно  учителя потрясла меня. Учительство – один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть куда более важное, чем любая концепция или программа, - он закладывает фундамент жизни человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Я  решила расширить свой педагогический и жизненный  опыт, начав работать  в православной  школе ЦПШ «Косинская» (Восточный округ, Старое Косино), начала  вдумчиво изучать древнерусскую культуру и литературу. Но как «никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет»( Евангелие от Луки, глава 11, 33), так и учитель должен помогать другим совершать «чудные открытия» через просвещение разума и просвящение души.

Я учитель. Совсем как у чеховского Тригорина в «Чайке»: «День и ночь одолевает меня одна неотвязчивая мысль: я должен писать, я должен…» У учителя примерно также. Учитель - профессия круглосуточная. Мы не изменились и не можем – работа такая, а жизнь изменилась. В образовании сейчас очень интересно, хотя и трудно работать. Да и детям нелегко учиться. Значит, надо помочь им.  Актуальным становится  вопрос  «чем будем удивлять?» Способов масса, особенно в рамках личностно-ориентированного подхода в образовании, где главным объектом становиться личность ученика, а роль учителя – быть не в центре, а рядом. Хитрость в том, чтобы так построить процесс, чтобы ученик сам добывал знания.

С чего же начать? Хотя бы с того, чтобы «повернуть» «Капитанскую дочку» поинтереснее, а главное, найти правильные вопросы для размышлений, такие, чтобы и разум, и душа  откликнулись.

Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних - настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

« Давайте поговорим о том, почему люди ссорятся…» Каждый раз замечаю, как меняются выражения глаз, лица, настроения ребят, когда удается попасть в нужный тон  и подключить их к беседе, поднять проблему…

«Посмотрите: жили два друга. Мечтали детей поженить…И вдруг поссорились. Да так, что на смерть. А  ударила ссора больнее всего по детям. А бывает такое в жизни? А как остановить огонь ссоры?» Они рассуждают, спорят, а в это время крепнет их душа, они примеряют на себя судьбы и поступки героев. Дай бог, чтобы когда-нибудь это им пригодилось…

***

Долго изучала материал для написания эссе. И вдруг сделала  сама для себя новое открытие. Оказывается, Александр Сергеевич серьезно задумывался над тем же, что волнует и меня: как и чему надо учить детей, чтобы  выросли они  порядочными людьми и гордостью Отечества. И нашла следующее (http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-015.htm )

Записка “О народном воспитании” подана Александром Сергеевичем Пушкиным Императору Николаю I осенью 1826 года. Документ обдумывался тщательно, об этом говорят многочисленные черновые наброски и варианты, оставленные поэтом. Стержневая мысль, пронизывающая тексты,— неприятие иноземных систем обучения и возврат к национальному  мировоззрению.   Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения и вывел на Сенатскую площадь.  «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего Отечества; воспитание, или лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла, - размышляет поэт.- Не просвещению, но праздности ума, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей<…>сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия. Последние происшествия обнаружили много печальных истин»

Вот в чем увидел зрелый Пушкин причину проблем в обществе: недостаток просвЕщения и порча нравов (отсутствие просвЯщения души).Эссе на тему «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»