Программа курса русской литературы ХХ века (11 класс) Автор Белецкий В.Э. Печать

Программа курса русской литературы ХХ века (11 класс)

 

Задача курса – на материале литературы ХХ века исследовать и по возможности осмыслить драматизм времени и событий, которые нам выпало унаследовать – старшим и младшим современникам.

Акценты в содержании курса определяются уникальностью исторической и историко-литературной ситуации века: кризис цивилизации, кризис базисных ценностей человеческого существования, освоение человеком мира, в котором утрачена надежда на универсальную доминанту.

В этом отношении и рассматривается преемственность литератур  ХIХ и ХХ вв., суть «традиционализма» и «модернизма» в литературе. Этим же диктуется тематический выбор и подход к рассмотрению творчества отдельных писателей (обзорный, ознакомительный или монографический), распределение времени на изучение произведений.

Именно характером, драматизмом изучаемого периода, глобальностью процессов, отраженных в литературе прошлого века, и, конечно, жизненной важностью уже наблюдаемых и вполне представимых в будущем последствий продиктована ориентация курса на нравственно-этическую содержательность русской литературы, а не на «эстетическую составляющую», ставшую весьма модной (по причине безответственности) в последние годы в школьном преподавании. Не «литературоведение» (которое в школе, как правило, псевдо…), а литературовидение есть главный предмет интереса в изучаемом курсе. Герой, человек, а не «образ» есть центр читательского внимания. Читатель, а не «оценщик-аналитик-комментатор» есть главный педагогический интерес в изучении курса.

К этому обязывает то, что создано в течение ХХ века, – века колоссальных мировых сломов и сдвигов, в центре которых неизменно оказывалась страна и ее люди. И ее литература.

 

 

  1. А.П.Чехов. Рассказы. "Вишневый сад" (или "Чайка").

Чехов как символ смены эпох.

Писательская "генеалогия" А.П.Чехова: наследие классических традиций в условиях их девальвации. Власть "мелочей жизни" над судьбой "маленького человека". Агрессия пошлости. От смеха ранних рассказов - к драматизму поздних новелл и к чеховской драматургии. Новаторство драматургии А.Чехова. Трагикомедия в "Вишневом саде". Тема "морального паралича", несостоявшихся судеб, прекраснодушного бесплодия - ухода обесценившегося мира. Символика образов, интонация тревожного ожидания нового. Многозначность содержания пьесы.

Особенное место творчества А.П.Чехова в русской литературе. Эстетика и поэтика, продиктованные мироощущением человека порубежной эпохи.

Чеховская школа в русской (и мировой) литературе и драматургии.

 

  1. Наследники века минувшего. Традиции реализма в новых условиях.

И. А. Бунин. Рассказы. «Темные аллеи».

Ностальгическое напоминание об «уходящей натуре». «Вечная тема» как спасение души. Психологизм и поэзия прозы.

(Ознакомительно: Проза русского Зарубежья. И. Шмелев, «Лето Господне»; Б. Зайцев, «Преподобный Сергий Радонежский».)

 

  1. А. И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет». (Ознакомительно: «Поединок».)

Подвиг духа в произведениях А. Куприна. Природа лиризма купринской прозы.

 

  1. Л. Андреев. “Иуда Искариот”, ”Петька на даче”. (Ознакомительно: «Человек».)

Своеобразие писательского дарования Л.Андреева. Парадоксальность и демократизм. Признаки модернистских влияний в прозе Л. Андреева.

 

5. М. Горький. Ранние произведения Горького. Пьеса “На дне”. (Обзорно – романы.)

Революционный романтизм раннего Горького. Феномен безрелигиозности его дарования. Особая роль писателя и его произведений в становлении литературы советского периода.

 

6. Поэзия «серебряного века». Уникальность и драматизм этого явления в истории русской литературы. Эстетика и философия декадентства. Традиция, новаторство и модернизм в поэзии начала века. Литературные течения, борьба и полемика.

 

7. И. Анненский. Лирика.  Философский и психологический смысл его поэзии, плотность и многозначность речи. Совершенство поэтической формы.

Ознакомительно: «Книги отражений».

 

8. «Старшие символисты». (Ознакомительно – В. Брюсов)

К. Бальмонт. Поэтика этически насыщенного бытия. Эстетическая изысканность стихов Бальмонта. Музыкальность поэтической речи.

 

9. «Младшие символисты». А. Блок. Масштаб этого поэтического явления в поэзии Серебряного века. Эволюция творчества Блока. “Стихи о Прекрасной Даме”. Лирика второго и третьего сборников. “На поле Куликовом”. “Двенадцать”. “Скифы”. Тема России в поэзии Блока.

 

Акмеизм. Н. Гумилев, А. Ахматова.

 

Футуризм. Маяковский. (Ознакомительно – В. Хлебников.)

Драма поэтической судьбы В. Маяковского: от раннего «футур-лиризма» - к официальному певцу новой власти. Историческое смещение роли и места В. Маяковского в русской поэзии. Значение его как новатора в технике стиха.

 

Новокрестьянские поэты. «Имажинизм». С. Есенин.

Лиризм С. Есенина. Деревенские истоки и мотивы его лирики. Тема крестьянской России. Конфликт лирического героя с обновляющимся миром.

 

М. Волошин. Лирика. «Corona astralis». Неразгаданность поэтического величия Волошина. Философия и поэтика как жизненная позиция. Блистательность формы.

Ознакомительно: М. Цветаева, О. Мандельштам, Б. Пастернак

 

Поэзия русского Зарубежья (обзор).

 

Революция и гражданская война в произведениях литературы века.

А. Н. Толстой. «Хождение по мукам».

Эстетическое «графство» А. Толстого в литературе. История создания романа. Герои и авторская позиция. «Литературность» и историческая правда в романе.

 

М. Шолохов. «Тихий Дон».

Эпичность и «нелитературность» великого романа. Пафос природной нравственности Григория Мелехова. Величие и трагизм человеческой судьбы на переломе эпох.

 

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

 

 

Антиутопия в послереволюционной литературе.

Е. Замятин. «Мы».

А. Платонов. «Котлован».

 

Литература войны и о войне.

Феномен поэзии военных лет.

Особенности прозы. М. Шолохов. «Судьба человека».

 

Литература духовного сопротивления.

А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

В. Шаламов. «Колымские рассказы».

 

Н. Заболоцкий.

Д. Андреев.

 

«Деревенская проза».

В. Шукшин. Рассказы.

В. Астафьев. «Печальный детектив».

 

А. Вампилов. «Утиная охота».

 

Поэзия второй половины века: «эстрадная» и «тихая» лирика.

Б. Окуджава, В. Соколов, А. Жигулин, Н. Рубцов,

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ  1998/99 уч. г.

(130 (120) часов)

1.И.Бунин.Традиции реализма русской литературы в творчестве писателя.  Темы и мотивы бунинской прозы. Психологизм его произведений. Рассказы. “Темные аллеи”. Революция в восприятии писателя. “Окаянные дни”.

2. А. Куприн. Лиризм прозы Куприна. “Гранатовый браслет”, “Олеся”.

3. Л. Андреев. Своеобразие писательского дарования Л.Андреева. “Иуда Искариот”,”Петька на даче”.

4. М.Горький. Особая роль писателя и его произведений в становлении литературы советского периода. Ранние произведения Горького. Пьеса “На дне”.

5. Поэзия Серебряного века. Уникальность и драматизм этого явления в истории русской литературы. Эстетика и философия декадентства. Традиция, новаторство и модернизм в поэзии начала века. Литературные течения, борьба и полемика.

6. И. Анненский. Лирика. Философский и психологический смысл его произведений. Совершенство поэтической формы.

7. К.Бальмонт. Эстетическая изысканность стихов Бальмонта. Музыкальность поэтической речи.

8. А. Блок. Масштаб этого поэтического явления в поэзии Серебряного века. Эволюция творчества Блока. “Стихи о Прекрасной Даме”. Лирика второго и третьего сборников. “На поле Куликовом”. “Двенадцать”. “Скифы”.

9. М. Волошин.

 

 

Тематический   план  курса  литературы  в  11  классе  (32 нед., 128 ч.)

(Преподаватель Белецкий В. Э.)

 

 

  1. А. П. Чехов как явление рубежа веков. Рассказы. «Вишневый сад».
  2. Традиции реализма в новых условиях. И. А. Бунин. Рассказы. «Темные аллеи».

(Ознакомительно: Проза русского Зарубежья. И. Шмелев, «Лето Господне»; Б. Зайцев, «Преподобный Сергий Радонежский».)

  1. А. И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет». (Ознакомительно: «Поединок».)
  2. Л. Андреев. «Иуда Искариот», «Петька на даче». (Ознакомительно: «Человек».)

5. М. Горький. Ранние произведения Горького. Пьеса «На дне». (Обзорно – романы.)

6. Поэзия «серебряного века». Эстетика и философия декадентства. Традиция, новаторство и модернизм в поэзии начала века. Литературные течения, борьба и полемика.

7. И. Анненский. Лирика.  (Ознакомительно: «Книги отражений».)

8. «Старшие символисты». К. Бальмонт.

9. «Младшие символисты». А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме». Лирика второго и третьего сборников. «На поле Куликовом». «Двенадцать». «Скифы». Тема России в поэзии Блока.

10. Акмеизм. Н. Гумилев, А. Ахматова.

11. Футуризм. Маяковский. (Ознакомительно – В. Хлебников.)

12. Новокрестьянские поэты. «Имажинизм». С. Есенин. Деревенские истоки и мотивы его лирики.

13. Вне течений и направлений. М. Волошин. Лирика. «Corona astralis». М. Цветаева, О. Мандельштам, Б. Пастернак. Лирика.

14. Революция и гражданская война в произведениях литературы века.  А. Н. Толстой. «Хождение по мукам».

15. М. Шолохов. «Тихий Дон».

16. М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

17. Антиутопия в послереволюционной литературе. Е. Замятин. «Мы». А. Платонов. «Котлован».

18. Литература войны и о войне. Феномен поэзии военных лет.

19. Литература духовного сопротивления. А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». В. Шаламов. «Колымские рассказы».

20. Н. Заболоцкий. Лирика.

21. Д. Андреев. Лирика.

22. «Деревенская проза». В. Шукшин. Рассказы. В. Астафьев. «Печальный детектив».

23. Поэзия второй половины века: «эстрадная» поэзия и «тихая» лирика. (Б. Окуджава, В. Соколов, А. Жигулин, Н. Рубцов,  Д. Самойлов…) Феномен авторского песенного творчества (самодеятельной песни).

24. Особенности литературного процесса нынешнего периода. Обзор.

 

Часы

10

 

6

 

6

4

 

6

 

2

 

4

2

 

 

8

6

4

 

6

 

4

 

6

12

6

 

6

4

 

6

4

4

 

6

 

 

4

 

2