Обобщение по теме «Существительное»6 класс (УРОК-СКАЗКА) Печать

Урок – сказка

6 класс

Обобщение по теме «Существительное»

 

Цели:

1Обучающая: систематизировать и обобщить знания по теме «Существительное», проконтролировать степень усвоения знаний

2.Развивающая: развивать память, внимание, мыслительные операции (классифицировать, сравнивать, синтезировать)

3. Воспитательная:  воспитание эмоционально-положительной направленности на деятельность, как основного способа решения реальных проблем.

                                      Умения  сотрудничать (работать в паре)

 

Организационный момент

Готовность к уроку

Уделяем внимание оформлению доски, произносим, что в классе необычного. И после слова «СКАЗКА» начинаем

 

Вступление

 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь, и было у него много детей, как вы думаете сколько?  27 детей – перечисляю имена учеников Все они были хороши, умны, смелы. И когда им исполнилось 12 лет, и были они в 6 б классе, дал им царь такой наказ обращаюсь к доске, прочитайте, пожалуйста! Что поняли?

 

И ……..и ……..

Даже если ……. во ……..,

Могут ………прекрасно расти за …………,

Могут ……. расти в ……..!

Так давайте нажмём на ……..

И не станем зевать на …………,-

Чтобы …….. и …………..

Росли и летали,

Чтоб летали мы все и росли!

(Юнна Мориц)

И зимою и весною

Даже если пурга во дворе,

Могут крылья прекрасно расти за спиною,

Могут мысли расти в голове!

Так давайте нажмём на педали

И не станем зевать на мели,-

Чтобы крылья и мысли

Росли и летали,

Чтоб летали мы все и росли!

(Юнна Мориц

Противоречие, которое надо решить:

 

Посмотрите внимательно, слова какой части речи пропали?

Как вы думаете, кто в этом виноват?  Предположительно отвечают, что виноваты злые герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, т.к. видят их на доске.

  Вы правы, в сказке всегда героям злые силы мешают, устраивают испытания, не стали исключением и мы.

Ребята, когда мы вместе – нам никто не страшен, поэтому можете объединиться в пары, и я тоже вместе с вами готова сражаться за наши существительные.

Перед нами сильный враг. Он вооружён хитростью, подлостью, коварством, а чем нужно вооружиться нам, чтобы отстоять столь значимую часть речи? Надо вооружиться …., а какими знаниями? (цели урока: …) Но я думаю, что не только знания о существительном нам помогут, а ещё и дружба, сплочение, соучастие, сотрудничество. Ведь помните, народная мудрость гласит: «Один в поле не воин». Итак, держитесь крепко за своего соседа, и вперёд!

 

 

Испытание от Бабы-Яги «Путаница»

 перед вами карта испытаний,

Запишите слова, распределяя на 2 группы, дайте группам название:

 Ключ.к, замоч.к,   листоч.к,    квадрат.к,  чёрненький, росточ.к, сыноч.чек, нос.к, мяч.к, ореш.к

 

Не осталось ли лишних слов? (Слово чёрненький – лишнее, т.к. это не существительное, а прилагательное)

С этим заданием мы справились успешно, доказали Бабе-Яге, что  орфограммы  в суффиксах существительных мы знаем хорошо, поэтому она отдаёт нам  украденные существительные:

Зимою, весною, пурга, дворе. (Вставляем существительные в стихотворение)

Но стихотворение нам все-таки не понятно. Будем дальше возвращать украденные у царя слова? Наверное, хитрый Змей Горыныч приготовил очень сложное испытание, может, будем сдаваться? Идём дальше.

 

Испытание от Змея Горыныча «Чужеземные штучки»

Слушаем (аудирование)

По шумной авеню шёл близорукий мужчина, смотревший вокруг сквозь пенсне. На нем были жилет, на шее кашне, а в руке саквояж. Рядом с ним остановилась мадам в манто. На плече у неё сидел какаду, на поводке она держала шимпанзе.

Ребята, что необычного в этой миниатюре? ( В тексте много иностранных слов, значения некоторых мы не знаем. Эти существительные не склоняются, т.е. не изменяются, по числам и падежам)

Выпишите неизменяемые существительные . Определите их лексическое значение.

 

Проверяем.

 

«Третий лишний» или  выполняем стоя, аргументируем (Психофизическая пауза)

 

Леди

Мисс

сэр

 

Какаду

Фортепиано

фламинго

Пони

Кенгуру

такси

Интервью

Метро

мадам

 

 

Молодцы, ребята! Теперь мы и Змею Горынычу доказали, что хорошо знаем, как определять род иностранных слов, Змей Горыныч отступил: отдал украденные существительные крылья, спиною, мысли, голове. Вставляем слова в стихотворение, но  всё ещё его прочитать не можем. Нам осталось последнее испытание. Выстоим?

 

 

Испытание от Кощея Бессмертного «Ловушка»

 Ребята, о чем говорит нам слово «ловушка»?

(эвристическое задание)

 

Даны пословицы. Читаем выразительно.

 

 Лужи из воды, а горе из беды.

Если время трудное придёт, наш боец на семерых пойдёт.

Каково семя, таков и урожай.

Пришёл просить, а не правду гласить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один в поле не воин

 

Вопросы устно

В какой из пословиц спрятались синонимы?

Найдите  синоним слову «воин».

В этой пословице есть противопоставление, поэтому НЕ с существительным пишется раздельно.

Найдите в пословицах разносклоняемые существительные.

Найдите пословицу, в которой использованы только существительные с предлогами и союз.

Ребята, а вы знаете, что умение использовать пословицу в подходящий момент – признак эрудированного и начитанного человека. Попробуйте подобрать подходящую пословицу для нашего необычного урока. (Размышляем)

Ура! Вы справились с заданием. Кощей вынужден отдать вам украденные слова: педали, мели. Чего ещё не хватает в стихотворении? (ещё двух слов). Наверное, эти украденные слова кто-то из сказочных героев потерял?

 Попробуем восстановить текст царского наказа. Что может расти за спиной? – крылья,

Что может быть в голове? – мысли.  Как вы понимаете, что значит

мысль растёт в голове.

И зимою и весною,

Даже если пурга во дворе,

Могут крылья прекрасно расти за спиною,

Могут мысли расти в голове!

Так давайте нажмём на педали

И не станем зевать на мели,-

Чтобы крылья и мысли

Росли и летали,

Чтоб летали мы все и росли

Ребята, в наказе говорится, что человека могут расти крылья. Могут ли действительно крылья расти? А про какого человека говорят «окрылённый человек», а вы сейчас окрылённые?  так что этим наказом хотел сказать нам царь?

 

 

Выводы

Вы славно потрудились, преодолели все препятствия, для этого надо было вспомнить обобщить всё, что изучали по теме Существительное, а именно: …….перечисляем (орфограммы в суффиксах, род несклоняемых существительных, разносклоняемые существительные, правописание НЕ с существительными, а ещё – вспомнили, что такое синонимы, антонимы, узнали значения некоторых слов, которые пришли к нам из иностранных языков)

 

Какие задания показались трудными?

 Как справлялись с трудностями?

 Назовите самое понравившееся задание.

 Какое задание вы хотели бы придумать сами дома?

Кто вам помогал справляться с заданиями?

 Если вам понравился в работе ваш сосед, то поаплодируйте ему.

 А вы сами себе понравились? Поаплодируйте себе!

 

Спасибо, ребята за урок, за вашу смелость, находчивость, бесстрашие, сплоченность.

Вы – действительно ГЕРОИ, поэтому у вас большое будущее. Вручаю Грамоту от царя за возвращение самых главных слов языка – существительных.(?)  Урок окончен.