Урок "н-нн в разных частях речи" 9 класс Печать

Урок русского языка в 9-м классе

Некрасова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы


Тема: “Повторим орфографию!” Правописание Н и НН в разных частях речи.

Цель: систематизация разрозненных знаний у учащихся по правописанию Н – НН в прилагательных, причастиях, наречиях; отработка навыков практической грамотности по правилам-формулам.

Воспитательно-образовательная: привитие интереса к правилам-формулам с целью лучшего овладения навыками орфографии; совершенствование умений работы с текстами.

Оборудование:

кодоскоп,

тесты,

комплект раздаточного материала.

Ход урока

I. Формирование новых понятий и способов их развития через актуализацию прежних знаний.

“Орфографический лабиринт”

Цель: повторение орфограмм, изученных в 5-7 классах.

Сл…гаемое

Расст…лается

Заг…рели

Акац…я

Ц…ркуль

Ж…сткий

Т…ж…лый

Ш…в

Ране…ый боец

Нефт…н(?)ая скважина

Масл…н(?)ый блин

Сушён(?)ая ягода

Истин(?)ая правда

Рья(?)о взяться за дело

лаг- лож

стила

гор-гар

ция

ци

о-ё

о-ё

безуд. гл. искл

н-нн

ян?

енн?

н-нн

н-нн

н-нн

II.

Итак, вы подтвердили мою уверенность в выборе темы урока по повторению. Многие из вас хорошо знают правила, но затрудняются сделать правильный выбор условий грамотного написания слов с Н –НН. Мы попробуем использовать не правила – формулировки, а правила – формулы. Написание слов и знаки препинания надо вычислять, как математик вычисляет объем геометрических фигур. Итак, дано:

 

  1. Студе…ый воздух
  2. Отвечать зауче…о
  3. Встрече…ая подруга
  4. Дрессирова…ый медведь
  5. Пересказать сокраще…о
  6. Изложение дли…о
  7. Глаже…ое белье
  8. Исти…ая правда
  9. Серебря…ый меч
  10. Уче…ые звери
  11. Плавле…ый сыр
  12. Расплавле…ый металл
  13. Гуси…ое перо
  14. Агитацио…ый поезд
  15. Вяле…ая рыба
  16. Тучи рассея…ы
  17. Люди расея…ы

н
нн
нн
нн
нн
нн
н
нн
н
н
н
нн
н
нн
н
н
нн

Проблема: Н или НН – как спроецировать на вычисляемое написание способ рассуждения?

Для этого необходимо знать “Условия выбора Н и НН по их морфологической принадлежности”. (Указать на плакат (Приложение 1)).

- кодоскоп

Комментарий.

Две колонки в средней части таблицы по их значимости в теме – своего рода сказочное распутье, и хотя дорог только две, но ошибка в выборе между правой и левой так же чревата дурными последствиями, как и промашка героя сказки.

Вот и мы с вами словно витязь на распутье!

Важно: два принципиально различных способа рассуждения зашифрованы в этих колонках. Поэтому прежде всего необходимо установить, какой из них проецируется на вычисляемое написание.

Примечание:

а) наречие расположено вверху, так как эта часть речи образуется как от прилагательного, так и от причастия.

Пишем столько Н, сколько было в прилагательном и причастии.

б) Краткая форма прилагательного тоже абсолютно повторяет написание полной формы. А вот краткое причастие, напротив, пишется только с одной буквой Н. (Приложение 2.) (Ситуация риска – у каждого ученика).

III. Закрепление повторенного материала.

  1. Закрыли глаза – мысленно перенесли информацию. (Психологический аспект).

Открыли – еще раз посмотрели.

Начали!

  1. Итак, Н или НН? – работа (приложение 3) по искомому материалу (самостоятельно).
  2. Самопроверка и самооценивание (модуль). Консультанты занесли результаты.
  3. Творческое здание: восстановите предложения по данному началу. Определите выбор употребления Н – НН.

а) Веселым треском трещит…

затоплЕННая печь.

б) Напрасно ждал Наполеон,…

последним счастьем упоЕННый,

Москвы коленопреклонЕННой

С ключами старого Кремля.

в) И медлят поминутно спицы…

в твоих наморщЕННых руках.

г) Из темного леса навстречу ему идет…

вдохновенный кудесник.

IV. Творческая словарная работа (индивидуально).

Заменить синонимами наречия.

Признаться чистосердечно (откровенно).

Двигаться тихо (медленно).

Действовать быстро (мгновенно).

Слушать невнимательно (рассеянно).

Напрасно (бесполезно).

Найди “3 лишний”.

  1. Зва…ый обед.
    Румя…ые щеки.
    Жела…ый подарок.
  2. Берестя…ой короб.
    Обстреля…ый окоп.
    Излома…ая линия.
  3. Варе…ый картофель.
    Пече…ое в духовке яблоко.
    Нечая…ая встреча.

V. Тестирование с последующей проверкой. (Приложение 4). (Консультанты заполнили листки).

Дома: Изучить “Ситуацию риска”.

Подготовиться к словарному диктанту.

Составить мини-рассказ “Почему необходимо быть воспитанным человеком?”, включив в каждое предложение слово с Н – НН.

Приложение 2 (назад)

Таблица 1

СИТУАЦИИ РИСКА

 

Ложный путь

Как надо

1. Жаре…ые грибы

- ЕНН

Необыкнове…ый

НЕ – Н

Слома…ая линейка

- АН

Жареные – жарить

Необыкновенный

Обыкновение + Н

Сломанная - сломать

Не подменять способа рассуждения

2. покупки оплаче…ы

О - НН

Оплачены – оплатить –

от оплаченный – кр. ф.

Мнимый причастный оборот:

3.включенные в него слова на самом деле не зависят от вычисляемого слова, а являются самостоятельным членами предложения.

Даре…ые конфеты на столе. Дареные - дарить

- НН

4. Стари…ая мебель

- ИН

Гости…ый двор

Гостиница + Н

Старинная – старина

Гостиный - гость

5. Ошибка в словообразовании

Ю…ый герой

Юность + Н

Пря…ый запах

Пряник + Н

(пряник - пряный)

юный

пряный

6. Тка…ая скатерть

Ткань + Н

Беле…ая хата

Белый + ЕНН

Тканая – ткань

Беленая - белить

7. Проветре…ое помещение

ветрЕНый (искл.)

Проветренный

Запомни: слова не по правилам

Н: названый

посаженый

приданое

 

 

НН: медленный

невиданный

нежданный, негаданный

нежданно – негаданно

неслыханный

нечаянный

священный

клюквенный

соломенный

тыквенный

огненный

Слова со сложной этимологией:

искренний, подлинный.

 

Приложение 3 (назад)

ДАНО: Н или НН

  1. Студе…ый воздух
  2. Отвечать зауче…о
  3. Встрече…ая подруга
  4. Дрессирова…ый медведь
  5. Пересказать сокраще…о
  6. Изложение дли…о
  7. Глаже…ое белье
  8. Исти…ая правда
  9. Серебря…ый меч
  10. Уче…ые звери
  11. Плавле…ый сыр
  12. Расплавле…ый металл
  13. Гуси…ое перо
  14. Агитацио…ый поезд
  15. Вяле…ая рыба
  16. Тучи рассея…ы
  17. Люди расея…ы

 

Приложение 4 (назад)

Ф. И. __________________________________________

Класс__________

 

ТЕСТ

ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН В СЛОВАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

  1. Пишется две буквы Н:

А. свежемороже…ые овощи
Б. груже…ая баржа
В. фарширова…ый перец
Г. смышле…ый малыш

  1. Пишется одна буква Н:

А. варе…ые в кастрюле
Б. организова…ые спонсорами
В. убра…ые вещи
Г. потуше…ые огни

  1. Пишется одна буква Н:

А. ударил нечая…о
Б. обветре…ые руки
В. потуше..ые ветром
Г. недоваре…ый картофель

  1. Пишется одна буква Н:

А. слома…ая ребенком
Б. искуса…ый комарами
В. броше…ый камень
Г. вытка…ый ковер

  1. Пишется две буквы Н:

А. рва…ая куртка
Б. собрание прошло организова…о
В. огни потуше…ы
Г. купле…ый товар

  1. Пишется две буквы Н:
    А. испуга…о вскрикнул
    Б. реше…ая задача
    В. давно потуше…ы
    Г. суше…ые ягоды

Приложение 5

Таблица 2

ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН В СЛОВАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Н пишется

НН пишется

В суффиксе – ИН-: тополиный, комариный гостиный

В суффиксах – ОНН-, -ЕНН-: пунктуационная, невежественный, искусственный, авиационный.

В суффиксах – АН-, -ЯН-.

Упторебляются в прилагательных со значением “из чего сделано” или “для чего сделано”.

Кожаный – из кожи, дровяной – из дров, серебряный – из серебра.

Исключение: клюквенный,

соломенный,

тыквенный,

огненный.

Исключение: стеклянный,

оловянный,

деревянный.

Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н:

карман – карманный

сон – сонный.

В кратком прилагательном, если в полном одна буква Н:

искусный – искусна.

В кратком прилагательном, если в полном две буквы Н:

ценная вещь – вещь ценна.

Запомните написание слов: ветреный (день, человек), ветряной (двигатель), ветряная (мельница), свиной, багряный, рьяный, пьяный, румяный, юный синий.

В отглагольных прилагательных пишется:

Н НН

Если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида:

штопать (несов. в.) – штопаный чулок

не писать (несов. в.) – неписаный закон

Если прилагательное образовано от глаголов с суффиксами –ОВА-, -ЕВА-:

мариновать – маринованный

лакировать – лакированный

Исключение: жеваный,

кованый

Запомните написание слов: смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный медленный, деланный.

В причастиях прилагательных пишется:

Н НН

В кратких причастиях:

книга прочитана

работа не проверена

  1. в суффиксах полных прилагательных и причастий, образованных от глаголов совершенного вида:

бросить (сов. в.) – брошенный

заштопать (сов. в.) – заштопанный

  1. если причастие имеет зависимые слова:

писанная маслом картина много раз штопанная куртка.

 


Вы можете познакомиться с другими статьями:

Фестиваль 2004/2005 года

Автор:
      Некрасова Галина Николаевна

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Интегрированный урок внеклассного чтения в 8-м классе "литература + французский язык", посвященный творчеству Виктора Гюго, содержит несколько этапов: заочную экскурсию по достопримечательностям Парижа, обзор произведений классика, театрализованные представления. На русском и французском языках представлены сцены из романов: "Отверженные", "Собор Парижской Богоматери". Урок пробуждает у учащихся интерес к творчеству французского писателя.

Автор:
      Некрасова Галина Николаевна

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Урок - размышление по литературе в 11-м классе посвящен жизни и творчеству Осипа Мандельштама, освещает эпоху и показывает трагедию мастера. Широко используются мемуары жены и друзей поэта, стихи о нем наших современников. Элементы театрализации удачно интегрируют с классическими музыкальными произведениями. Урок "Нашедший подкову" поможет учащимся углубить знания о мотивах лирики и личности О. Мандельштама.

 © Издательский дом "Первое сентября"
 Адрес: 121165, Москва, ул. Киевская, 24, "Первое сентября", Оргкомитет фестиваля "Открытый урок"
 Телефон для справок: (095) 249-31-38. E