О времени, о школе, об учителе Печать
Добавил(а) Платонова И.И.   
12.01.11 10:19

                                           «Новое» слово.

По телевизору идет репортаж о заседании Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте России, посвященном вопросам развития общего среднего образования в стране. «Что является действительно актуальным для достижения высокого качества и нового содержания школьного образования?»- ставит главный вопрос глава страны. И сам же отвечает: «Главная задача педагога - научить детей самим получать знания: сегодня эпоха непрерывного и самостоятельного образования. Не менее важно и создание креативного мышления…Наша задача - сделать так, чтобы учителей не воспринимали как ЛУЗЕРОВ».  Все правильно говорит Президент, вот только «новое» словечко царапнуло сознание. Узнаю у сына значение этого слова.  «Филолог, а не знаешь. Лузер - это неудачник. От английского los-проигрывать». Ищу информацию о слове сама. Действительно – «неудачник», «отстающий»…  

Значит, учитель – неудачник, лузер. Очень захотелось поразмышлять. Без эмоций. Никогда эту профессию такой не считала. Наоборот, стремилась к ней. Не в банк или в нефтяную компанию, не в журналистику (как мечтала в школе),  а именно в школу, именно учителем. А зачем? Действительно, денег мало, нервов много, да еще и думать приходиться постоянно.  Совсем как у чеховского Тригорина в «Чайке»: «День и ночь одолевает меня одна неотвязчивая мысль: я должен писать, я должен…» У учителя примерно также. Пылесосишь - надо обдумать выступление на совещании классных руководителей и на педсовете. Моешь посуду – мучаешься, как лучше объяснить степени сравнения прилагательного. Варишь макароны - самое время подумать, как «повернуть» «Дубровского» поинтереснее.  И так, наверное, каждый учитель. И так всю жизнь. Учитель - профессия круглосуточная.  И всегда она пользовалась огромным уважением именно потому, что учитель   был должен учить, воспитывать, думать, и делать он это должен был бескорыстно, несмотря ни на что. А сейчас бескорыстно что-то делают только дураки  или неудачники. Ну вот мы и пришли  к логическому завершению мысли. Вот откуда появился этот «лузер».


Мы не изменились и не можем – работа такая, а жизнь изменилась. Господи, как же нам трудно противостоять потоку насилия с телеэкрана, дыркам в идеологии, проколам в политике и, несмотря ни  на что, продолжать «сеять разумное, доброе, вечное». А количество бумаг, которое от нас требуют! Создается такое ощущение, что кто-то хочет нас оторвать от детей, от уроков, а то вдруг мы придумаем что-нибудь интересное, креативное…И все-таки придумывать нужно. Ведь дети-то ни в чем не виноваты, и учить их нужно интересно, иначе не научишь.

И все-таки в образовании сейчас очень интересно работать. Актуальным становится  вопрос  «чем будем удивлять?» Способов масса, особенно в рамках личностно-ориентированного подхода в образовании, где главным объектом становиться личность ученика, а роль учителя – быть тьютером, консультантом. Хитрость в том, чтобы так построить процесс, чтобы ученик сам добывал знания. Вот-вот. Именно об этом и Президент говорил «развивать самостоятельность мышления».  С чего же начать? Хотя бы с того, чтобы «повернуть» «Капитанскую дочку» поинтереснее.

                                                  ***

Первый урок – русский язык. Нужно распечатать тест для повторения, подготовить технику для презентации. Еще раз просматриваю конспект, проверяю все ли готово.

Начинают собираться мои шестиклассники. Мальчишки никак не хотят участвовать в Конкурсе чтецов, говорят они плохо, им обязательно это нужно. Может оценку пообещать? Осматриваю класс, кажется, все уже пришли, а вот и звонок. «Здравствуйте, ребята!»…

Сегодня урок состоялся. Темп был приличный, все успели, и поработать, и посмеяться. Хотя с  прилагательным еще надо поработать. «Запишите домашнее задание и отдыхайте».

Меняю файл в ноутбуке. Сейчас «Дубровский».

-Ваня, ну как же со стихами?  Мальчишки обязательно должны участвовать!

- А почему я?

- А почему не ты?

Авторитетом не надавишь, нужно искать аргументы. Опять звонок.

« Давайте поговорим о том, почему люди ссорятся…» Каждый раз замечаю, как меняются выражения глаз, лица, настроения ребят, когда удается попасть в нужный тон  и подключить их к беседе, поднять проблему…

«Посмотрите: жили два друга. Мечтали детей поженить…И вдруг поссорились. Да так, что на смерть. А  ударила ссора больнее всего по детям. А бывает такое в жизни? А как остановить огонь ссоры?» Они рассуждают, спорят, даже ссорятся, а в это время крепнет их душа, они примеряют на себя судьбы и поступки героев. Дай бог, чтобы когда-нибудь это им пригодилось.  И уже звонок.


 Сейчас «окно», потом еще два урока, потом домой. И мысли, мысли… Учитель-неудачник? Опять вспомнилось определение. А может быть, просто само слово неудачное? Какой же антоним подобрать к слову «лузер»? «Успешный»?  Не нравится. Слишком офисное слово. Наверное, лучше всего подойдет контекстуальный синоним – ОПТИМИСТ. Да, так точнее. Если «лузер»-«отстающий неудачник», то надо стремиться быть «креативным (творческим) оптимистом». Я - оптимист. Я надеюсь на лучшее. Всегда. А быть учителем – это значит верить в лучшее, надеяться и работать.

                                                                              Платонова Ирина Ивановна

                                                                              учитель русского языка и литературы

                                                                                                              

Последнее обновление 25.10.12 20:07